Большой дом Льва Кулиджанова

Культура
Москва, 25.02.2002
«Эксперт» №8 (315)

В Москве на 78-м году жизни скончался кинорежиссер Лев Кулиджанов. Он родился в Тбилиси, после войны поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова и стал одним из первых и лучших режиссеров "новой человечности".

В конце пятидесятых - начале шестидесятых он выпустил три своих главных фильма: "Дом, в котором я живу", "Отчий дом" и "Когда деревья были большими". Можно сказать, что эти ленты превратились в манифест режиссеров послевоенного времени, в апологию нового, неагрессивного мира, где самое важное - чтобы дома все было хорошо, самое главное - личные отношения и привязанности, а все остальное включая социальную ответственность - вторично. Человек становится лучше не потому, что так хочет страна, а потому, что нежной девочке нужен хороший отец, а за супружескую измену будет порицать не товарищеский суд, а собственная совесть.

В этих фильмах Кулиджанов высказал все, что хотел сказать как режиссер. Впрочем, позже он выпустил "Синюю тетрадь" и одну из лучших экранизаций Достоевского "Преступление и наказание".

В 1964 году Лев Кулиджанов стал первым секретарем правления Союза кинематографистов и прекратил снимать кино. Главным для него стал Дом кино, где тоже нужно было навести порядок.

Оставив чиновничий пост в 1985 году, в начале девяностых Лев Кулиджанов снимает трагические ленты о судьбах нескольких поколений интеллигенции "Умирать не страшно" и "Незабудки", но очень скоро уходит в неигровое кино.

Последний проект режиссера, документальный цикл "ХХ век", про самые главные мировые события прошлого столетия, так и не был закончен. Забота о самом главном человеческом доме - Земле - оказалась непосильной. Двери большого дома Льва Кулиджанова теперь закрылись навсегда.

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (315) 25 февраля 2002
    Спад в экономике
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама