Последнее окно во Вселенную

11 марта 2002, 00:00

Российские исследователи под руководством академика РАН Николая Кардашова при участии западных коллег вплотную подошли к созданию криогенного субмиллиметрового радиотелескопа.

Это важное событие для астрофизики. До последнего времени субмиллиметровый (или терагерцевый) спектр, слабоосвоенный по сравнению с другими спектральными окнами - от радио- до гамма-диапазона, оставался последним закрытым окном в наблюдаемую Вселенную. Исследования в терагерцевом спектре обещают многочисленные открытия. Недаром в научные задачи проекта "Субмиллиметрон", в рамках которого создается телескоп, входит широкий круг проблем - от изучения галактической пыли до исследования реликтового излучения, которое может пролить свет на события первых мгновений существования нашей Вселенной.

Проблема в том, что терагерцевые частоты почти полностью поглощаются атмосферой Земли, которая к тому же служит источником инфракрасного (теплового) излучения, близкого по спектру субмиллиметровому. Поэтому для чистоты эксперимента необходим вынос аппаратуры в космос и охлаждение ее до сверхнизких температур. Телескопы на орбиту вывели еще четыре десятилетия назад. Но нужен был целый ряд открытий в нано- и криотехнологиях, прежде чем в 1993 году был создан первый болометр - чувствительный детектор субмиллиметровых сигналов. Его разработка стала возможной благодаря открытию, сделанному в 1964 году нынешним директором Института физических проблем им. Капицы РАН Александром Андреевым. Изучая свойства сверхпроводников, он наблюдал эффект отражения, названный впоследствии его именем. Оказалось, что границу проводника и сверхпроводника электрический ток проходит без сопротивления, а тепловой поток полностью от нее отражается. По словам руководителя практической частью проекта заведующего лабораторией инфракрасной и субмиллиметровый астрофизики Астрокосмического центра ФИАН Владимира Громова, этот эффект и используется в современном болометре.

"Субмиллиметрон" - один из семи проектов, выбранных Российской академией наук для исследований на Международной космической станции. Сам телескоп собираются вывести в космос и развернуть уже после полной сборки МКС, которая планируется на конец 2004 года.