Перспективность и необходимость лизинга в нашей стране стала очевидной с самого начала рыночных преобразований. Необходимыми и достаточными условиями были тотальная изношенность оставшихся с советских времен основных фондов и отсутствие у предприятий собственных средств на модернизацию и переоснащение производственных мощностей. Тем не менее развитие отечественного лизинга в течение почти десятилетия было по сути парализовано. И одним из главных барьеров на его пути оказалась хаотичная нормативно-правовая база, только запутавшая и экономическую сущность лизинга, и правовые нормы лизинговых сделок. "Беда развития лизинга в Российской Федерации - отнюдь не в недостатке нормативной базы, а в ее переизбытке, - говорит начальник управления по работе с лизинговыми компаниями МДМ-банка Алексей Акиндинов. - Плюс совершенно идиотская, не побоюсь этого слова, система бухгалтерского учета лизинговых операций и то, что правила игры постоянно менялись. В результате большинство предпринимателей просто не могло разобраться в сущности лизинговых сделок и в первое время процентов восемьдесят времени уходило на то, чтобы объяснять клиентам, что такое лизинг".
Закон для аренды
В 90-е годы появился ряд правовых актов, упорядочивающих лизинговую деятельность: президентский указ "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", несколько постановлений правительства и др. И хотя эти документы снимали ряд спорных моментов, правовая база лизинга в целом еще больше усложнилась, так что на общих темпах развития лизинговой отрасли эти новации почти не отразились.
Надежды на существенное улучшение ситуации появились у предпринимателей с принятием в 1998 году Закона о лизинге. Однако они не сбылись. "Сказать, что закон сильно помог нам в работе, нельзя, - признает Алексей Акиндинов. - Потому что основные задачи, которые, как мы надеялись, решатся с принятием этого закона, - появление максимального количества норм прямого действия - не были выполнены". Впрочем, ряд представителей лизингового бизнеса оценивает закон еще более критично. "В тексте закона было несколько классов противоречий, - говорит генеральный директор компании DeltaLeasing Николай Зиновьев. - Первое - противоречия с Гражданским кодексом, которые, по сути, вводили двойные стандарты. Например, в нем содержалось положение о бесспорном изъятии предмета лизинга, что противоречит ГК. Кроме того, целый ряд положений закона противоречил валютному и таможенному законодательству".
Наибольшее раздражение представителей лизингового бизнеса вызвало положение закона, согласно которому запрещалось совпадение функций кредитора и лизингополучателя. Это объективно мешало работать, потому что авансовый платеж, приравниваемый к кредиту, является в России основным обеспечением по любой лизинговой сделке: как правило, клиент должен оплатить 25-30% стоимости актива, который передается в лизинг. Это, в свою очередь, позволяет лизингодателю не требовать залогов и дополнительных гарантий, что делает лизинг более доступным для клиентов. Так что эта норма закона просто не работала - лизингодатели продолжали брать авансы. "По большому счету, закон был напичкан такими маленькими пакостными вещами, которые просто осложняли жизнь, - жалуется Николай Зиновьев. - Представьте: садишься за стол с западным кредитором, и он начинает тебе просто задавать вопросы: 'А почему в законе так, а в Гражданском кодексе по-другому, какие в результате этого противоречия могут быть последствия?' И приходится тратить уйму времени, объясняя ему историю и эволюцию этого законодательства, рассказывать про различные лоббистские группы, которые все это создавали, и про то, как все на самом деле работает: написано одно - работает совсем по-другому".
Тем не менее, по признанию большинства предпринимателей, Закон о лизинге сыграл и немалую положительную роль, поскольку привел лизинговую деятельность в рамки единого правового поля, упорядочил взаимоотношения участников лизингового рынка, позволил предпринимателям, инвесторам и, что немаловажно, государственным органам более ясно представить себе механизмы и условия проведения лизинговых сделок. "С принятием закона у предприятий реального сектора экономики появилась возможность привлечения внешних инвестиций в производство с использованием лизинга, - отмечает Алексей Акиндинов. - Лизинговый рынок стал прозрачнее, его операторы стали действовать более стандартизованно, что предоставило предприятиям более широкий выбор механизмов инвестирования. Появление закона повысило привлекательность использования лизинга и для инвесторов. Под лизинговые сделки начали поступать западные инвестиции, российские банки также стали более активно финансировать лизинговые сделки".
Через кризис - к развитию
В полной мере оценить все плюсы и минусы нового закона предпринимателям помешал финансовый кризис 1998 года, который отбросил отечественный лизинг на несколько лет назад, но вместе с тем продемонстрировал его немаловажные достоинства: крупные лизинговые компании оказались более устойчивы, чем банки. Например, "Интеррос-лизинг" уцелел, а Онэксимбанк - нет, группа лизинговых компаний "Лидер", работавшая с Инкомбанком, работает и сегодня, а самого Инкомбанка уже нет и в помине. Это доказало, что лизинг - очень защищенный финансовый инструмент, и в самый сложный для российского бизнеса период - в сентябре, октябре и ноябре 1998 года - иностранные кредиторы продолжали работать с российскими лизинговыми компаниями. Потому что у них в отличие от тех же банков всегда есть реальные активы.
На то, чтобы оправиться от последствий финансового кризиса, российскому лизингу понадобилось два года. С 2000 года все специалисты отмечают активный рост числа лизинговых компаний и объемов лизинговых сделок.
Сегодня любой мало-мальски приличный банк имеет при себе ассоциированную лизинговую компанию. Появилось большое количество кэптивных компаний, принадлежащих промышленным корпорациям: своя лизинговая компания есть у "ЛУКойла", у "Норильского никеля", несколько лизинговых компаний принадлежат "Газпрому". Эти лизинговые фирмы, как правило, обслуживают денежные потоки головной компании. "Сегодня сформировалось понимание роли и места лизинговой компании в крупных корпорациях, которое базируется на двух принципах, - отмечает Алексей Акиндинов. - Во-первых, лизинговая компания обязательно должна выполнять функции единого заказчика - тогда можно получать дополнительные скидки по ценам, к тому же все инвестиционные ресурсы концентрируются в одном месте. Во-вторых обеспечивается концентрация квалифицированного персонала в одной структуре, что немаловажно". Однако крупнейшими по объему портфеля сегодня являются фирмы, связанные с бюджетом, такие, например, как "Росагролизинг".
За последние два года на российском рынке появился новый сегмент лизинговых компаний - это компании при западных банках, которые занимаются главным образом обслуживанием транснациональных корпораций, работающих в России. Число независимых лизинговых компаний на сегодняшний день сравнительно невелико. Их основная проблема - слабая ресурсная база: они работают на средства коммерческих банков и, соответственно, не могут себе позволить предоставлять оборудование в лизинг более чем на два года. Всего на сегодняшний день в России зарегистрировано около трех тысяч компаний, но, по оценкам специалистов, реально из них работает в лучшем случае половина, а остальные занимаются главным образом минимизацией налоговых платежей через лизинговые схемы.
Тем не менее рост числа реально работающих лизинговых компаний привел к существенному усилению конкуренции между ними, что отразилось на условиях лизинговых контрактов. "Маржа лизинговых компаний уменьшилась, - отмечает Алексей Акиндинов. - В девяносто пятом году лизинговые компании не брались за сделку, если ее доходность была меньше двадцати пяти-тридцати процентов от стоимости оборудования, а сейчас маржа составляет восемь-десять процентов за весь срок лизинга, то есть три-четыре процента в год. Это вполне реальные ставки, которые российские компании могут себе позволить".
По оценкам представителей лизинговых компаний, в 1998 году минимальный размер лизингового платежа, при котором лизинговая компания рассчиталась по налогам и отдала кредит, должен был составлять 46,5%. Сейчас - лишь 12%, если даже не заботиться об оптимизации схемы сделки.
Заметно увеличиваются средние суммы сделок. "Когда мы начинали работать, средний размер сделки составлял семьдесят-восемьдесят тысяч долларов, - говорит Николай Зиновьев. - Сейчас средний объем сделки - сто пятьдесят тысяч долларов. Клиенты, которые брали у нас не очень сложное и не очень дорогое оборудование, сейчас хотят более качественное и дорогое". Всего, по данным Международной финансовой корпорации (IFC), в 2001 году объем лизинговых сделок в России составил около 1,5 млрд долларов. Близки к этой цифре и оценки компании "Гарант-инвест".
Младенец встал на ноги
И все же российский лизинг сегодня объективно находится на низших ступенях развития. Как показывает опыт развития лизинга в западных странах, это развитие начинается с банальной аренды, которая и царствовала в нашем лизинге до 1998 года. Следующий уровень эволюции - когда финансовый лизинг используется как средство кредитования: компании обращаются в лизинговую фирму, чтобы получить кредит на закупку оборудования. По мере того как рынок развивается, лизингодатели начинают создавать более сложные продукты и схемы, приближенные к денежным потокам клиента: внедряются более гибкие графики платежей, происходит отказ от авансовых платежей, появляются другие привлекательные для клиента моменты. На следующем этапе широкое развитие получает оперативный лизинг, при котором лизингополучатель заключает сделку не с целью получения права собственности на оборудование по истечении срока лизинга - он хочет лишь пользоваться оборудованием определенный период времени и в конце срока договора вернуть его лизингодателю. При этом основной доход лизингодатель получает при реализации оборудования на вторичном рынке по окончании срока сделки. На последнем, высшем, этапе развития лизинга проводятся операции по секьюритизации лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, синдицированное кредитование лизинговых сделок несколькими кредиторами и так далее. Если исходить из этой классификации, российский лизинг сегодня объективно находится на втором уровне эволюции: пройдена стадия аренды, предприятия используют лизинг как инструмент приобретения нового оборудования в кредит.
Ускорить переход российского лизинга на новую ступень эволюции призваны последние изменения в Законе о лизинге, подписанные президентом 31 января этого года. "Каких-то принципиальных, революционных изменений не произошло, но противоречия, которые раньше существовали, теперь устранены, - говорит Николай Зиновьев. - Закон существенно упрощен и максимально приближен к Гражданскому кодексу". В частности, устранено правило, запрещавшее совмещение функций кредитора и лизингополучателя. Утверждена возможность привлечения инвестиций не только в денежной, но и в товарной форме. Новый закон существенно упрощает процедуру оформления лизинговой сделки. В общем, судя по всему, жизнь лизинговых компаний станет проще.
Менее однозначным является еще одно новшество - отмена с февраля текущего года лицензирования лизинговых компаний. С одной стороны, это приведет к увеличению объемов лизинговой деятельности в России. С другой - может вызвать сумбур в действиях предприятий, для которых лизинговая деятельность не является основной. Кроме того, с отменой лицензирования недобросовестные предприятия будут все больше использовать лизинг как механизм ухода от налогов. Лизинговые операции находятся в списке видов деятельности, подлежащих контролю со стороны государства на предмет отмывания денежных средств, и отсутствие лицензий, по всей вероятности, усложнит этот контроль. "Отмена лицензирования - неоднозначный шаг, - считает Алексей Акиндинов. - Когда было лицензирование, на рынке работали специализированные лизинговые компании. Сейчас же любая фирма сможет заниматься лизингом, причем не как механизмом привлечения инвестиций, а как способом ухода от налогов". Впрочем, среди представителей лизингового бизнеса есть и сторонники этого новшества. "Российский лизинговый рынок по-прежнему находится в зародышевой стадии, - отмечает Николай Зиновьев. - Есть несколько десятков стабильных компаний, но бурного развития отрасли не происходит. Как отрасль лизинг сейчас вообще нельзя идентифицировать. Поэтому отмена лицензирования - это мера, направленная на привлечение большего количества участников. Когда появится, скажем, пять сотен хорошо капитализированных, активно действующих лизинговых компаний, тогда можно будет вводить лицензирование, производить отбор наиболее достойных".
Предчувствие бума
Тем не менее и новый закон не решил всех проблем российского лизинга. "С точки зрения практики нас сегодня больше всего интересуют вопросы, связанные с изъятием предмета лизинга, - говорит Николай Зиновьев. - Потому что здесь мы упираемся в проблемы, связанные с реформой судебной системы в целом. Я бы очень хотел, чтобы развивались несудебные подходы к изъятию предмета лизинга. Например, через институт нотариусов. Эта практика применяется во многих странах: сделки нотариально регистрируются, потом нотариус, минуя арбитражный суд, идет в службу приставов, и они помогают изъять предмет лизинга. Законодательная база для этого, по сути, есть. Проблема лишь в том, что очень дорого стоит нотариальная регистрация договора лизинга - полтора процента от суммы договора, это сразу повышает процентную ставку для клиента. Но главная проблема заключается в том, что во многих регионах служба приставов не принимает к исполнению исполнительные надписи нотариуса. Она просто отказывается с ними работать - опять-таки потому, что законодательство очень противоречивое".
По-прежнему серьезной проблемой остается нехватка длинных денег. "Она, очевидно, сохранится в ближайшие несколько лет, поскольку есть объективные сложности, - отмечает Николай Зиновьев. - Первая - неготовность самой отрасли принять капитал. Лизинговые компании не имеют больших уставных капиталов. Собственных средств практически нет. Сейчас классическому инвестору еще очень сложно прийти в эту отрасль, выбрать несколько десятков компаний и начать их финансировать. Потому что сами компании непрозрачны: почти никто не делает отчетность по международным стандартам, никто не может продемонстрировать открытость и понятность для инвестора. Менеджмент очень часто достаточно слабый. Инфраструктура развита плохо, нет систем автоматизации и так далее".
Однако представители российского лизинга уверены в том, что в ближайшие годы их ожидает бум. И эти ожидания имеют серьезное основание, поскольку после отмены налоговой льготы по капвложениям лизинг стал единственным способом отнесения на себестоимость продукции затрат, связанных с приобретением основных средств, поскольку с лизингом нормы амортизации увеличиваются в три раза. "Государство дает возможность предприятиям развиться, и не воспользоваться этим - значит оказаться нерадивым менеджером, плохим руководителем, - говорит Николай Зиновьев. - Это, в конце концов, просто не умно". Есть еще один важный аспект лизинга, на который мало кто обращает внимание: лизинг - это возможность не только получить инвестиции в оборудование, но и создать кредитную историю.
Обновленные правила игры плюс бесспорные преимущества лизинга - это достаточные основания для того, чтобы с уверенностью прогнозировать его активное развитие. "Если не случится макроэкономического кризиса, то лизинг будет развиваться", - считает Алексей Акиндинов. С ним согласны практически все представители российского лизингового бизнеса.