Битва титанов близится к концу. Поттер побил хоббита в мировом прокате. "Властелин колец: Братство кольца" уступил фильму "Гарри Поттер и философский камень" полтораста миллионов долларов кассовых сборов. Warner Brothers даже не особенно стремилась к первенству в гонке за "Оскаром", ведь фильм уже и без того принес ей сверхприбыли. В чем же причина сверхъестественного успеха этой киносказки?
Волшебство - это молодость мира
"Гарри Поттер", на прошлой неделе вышедший в российский прокат, снят в сверхпопулярном жанре семейного кино. Социологи объясняют его расцвет демографической ситуацией - у преуспевающих яппи рубежа 80-90-х подрастают дети - и стремительным развитием компьютерных технологий. Лидерами мирового проката прошлого года стали детский боевик "Дети-шпионы" Роберта Родригеса и мультфильм "Шрек" производства Dreamworks. Эти фильмы, несмотря на все рискованные шуточки и цитаты из взрослого кино, рассчитаны прежде всего на детей. А юные потребители прекрасного "паровозиком" тащат за собой в кино все остальное семейство.
Аудитория "Властелина колец", напротив, скорее родители, чем дети. Расцвет толкиеновской сказки, пришедшийся на конец 60-х, давно миновал. Легенды про хоббитов, орков и эльфов стали забываться. Старым хиппи не так-то легко уломать своих внуков сходить на "Властелина колец". Толкиеновская книга перестала быть предметом культа, плавно переместившись в разряд классики - обязательной и нудноватой.
Зато портретами Гарри Поттера завален каждый книжный магазин, и круглые очки, которые раньше связывались в массовом сознании только с Джоном Ленноном, теперь перешли по наследству к мальчику Гарри. В Warner Brothers точно угадали время, когда модный роман, получив мощную рекламную поддержку, должен выйти на экран. Фильм Криса Коламбуса обязан своим необычайным успехом прежде всего гигантской индустрии поттеромании.
Путеводитель по Англии
Англичане говорят, что у них есть три продукта на экспорт - "Властелин колец", "Гарри Поттер" и Тони Блэр. Но ни толкиеновская сага, ни обаятельный премьер-министр не могут привлечь в Туманный Альбион такое количество туристов, какое обещает им фильм о начинающем волшебнике.
Фильм о Гарри Поттере затейлив, но вполне демократичен. Чего не скажешь об экранной версии "Властелина колец". Ведь чтобы вступить в секту толкиенистов, необходимо прочитать его многотомную сагу. От поклонников "Гарри Поттера" такого не требуется
Очарование "Поттера" - в его антураже. Зеленые холмы, помнящие Айвенго, холодные старинные дома, в стенах которых живут призраки диккенсовских героев, лондонские улицы, величественное здание школы волшебства (оксфордский колледж, в котором учился, а потом преподавал Льюис Кэрролл) - все это мы видим глазами восхищенного ребенка.
И если для экранизации "Властелина колец" пришлось выстраивать в Новой Зеландии целый Толкиенленд, то создатели "Поттера" обошлись тем, чего и так в избытке - чисто английскими красотами - лучшими на свете частными школами и двухэтажными автобусами, файф-о-клоками и чопорными манерами. Придумывать ничего и не пришлось. Только подлакировали немножко добрую старую Англию.
Нетрудно представить, в какие очереди за визами выстроятся поттероманы после просмотра фильма. Warner Brothers удалось создать своего рода рекламный ролик - и это не случайно. Дело в том, что знаменитая киностудия входит в состав огромной корпорации AOL Time Warner, а та владеет также авиакомпаниями и гостиницами по всему миру. Успех "Гарри Поттера" принес прибыль не только киностудии. Он еще и поправил дела AOL Time Warner, выручив ее из затяжного кризиса, в котором она оказалась еще год назад.
Антология сказок
"Гарри Поттер" хорош не только антуражем. В очочках Гарри отражаются многие известные сказочные сюжеты, а потому фильм про мальчика-волшебника понравится и тем, кто в руках не держал книжки Роулинг. Ведь этот вполне узнаваемый современный подросток учится в школе волшебников, где по коридорам разгуливает глуповатый тролль, наблюдает, как вылупляется из яйца дракончик, в подарок ему присылают плащ-невидимку, а в квиддич он играет на летающей метле, знакомой любой бабе-яге. Гарри, как Золушка, живет под лестницей и терпит нещадные измывательства приемных родителей. А еще он умеет колдовать, как Василиса Премудрая, летать по воздуху, как Сивка-Бурка, и не собирается взрослеть, как Питер Пэн. Обогнать "Властелина колец" "Поттеру" помогла его демократичность. Ведь чтобы вступить в секту фанатов Толкиена, необходимо прочитать его многотомную сагу. Гарри Поттер не требует такого от своих поклонников. Мы и так без труда понимаем, что происходит в кадре.
В непретенциозности "Поттера" - ключ к его успеху. В отличие от Толкиена Джоан Роулинг не пыталась выстроить цельную мифологию. Она просто слегка осовременила сказочные аксессуары, налепив на летающую метлу Гарри Поттера ярлык "новейшая модель-2001", и подвергла косметическому ремонту старые сюжеты. В ее романах нет ни идеологии, ни сверхзадачи. Но эти непритязательные истории оказались более киногеничны, чем величественная сага Толкиена. Они соразмерны человеку, так же как соразмерны ему чай в пять вечера и зеленые газоны. В фильме Коламбуса и актеры чувствуют себя гораздо уютнее, чем на фантастических просторах "Властелина колец".
А актеры в "Гарри Поттере" собрались отменные. Ведь актерское искусство - это английский брэнд, знаменитый не меньше, чем английский эль. Им тут есть где разыграться. Перенасыщенные головокружительными спецэффектами сцены здесь соседствуют с неторопливыми разговорами, полными намеков, недоговоренностей и чисто английского юмора. И странное дело: то, как Мэгги Смит в роли профессорши колдовства поджимает губы, запоминается не хуже, чем прославленная сцена игры в квиддич с полетами на волшебных метлах.