Производительное потребление

1 апреля 2002, 00:00

Анализ того, какие именно секторы внесли наибольший вклад в увеличение производительности труда в США во второй половине 90-х годов, дает неожиданные результаты. Всего на шесть отраслей приходятся 99% вклада в ускорение роста производительности труда. Обычно рост производительности труда объяснялся влиянием сектора информационных технологий. Но, как ни парадоксально, в Америке производительность труда росла прежде всего в таких секторах, как оптовая и розничная торговля и брокерские услуги при торговле ценными бумагами и сырьевыми товарами. Согласитесь, эти три сектора к информационным технологиям имеют весьма опосредованное отношение. Суммарный вклад этих трех секторов в 2,5 раза больше, чем вклад еще трех секторов, входящих в шестерку "ударников" и имеющих самое непосредственное отношение к информационным технологиям, и вдвое больше, чем у остальных 28 отраслей, чей вклад был положительным.

Ускорение роста производительности труда в таких сферах, как оптовая и розничная торговля, вызвано прежде всего изменениями в способах организации доставки товаров и услуг. Впрочем, многие эксперты в области торговли указывают, что на рост производительности в этих секторах воздействуют не столько заметные улучшения в технологиях привлечения покупателей, сколько циклические факторы - рост доверия, доходов и благосостояния.

Интернет же, которому одно время приписывали решающее влияние на повышение производительности, реальное позитивное воздействие оказал лишь на сферу торговли ценными бумагами. Но, как отмечается в докладе McKinsey, сделанные к настоящему моменту вложения в IT недостаточны. Для того чтобы эффект от их внедрения проявился в экономике, необходима кардинальная перестройка бизнес-процессов. Пока же главный вклад в рост производительности труда в США оказывает торговля. Появился даже специальный термин - Wal-Mart-эффект - по имени крупнейшей розничной сети США, экспансия которой была одним из важнейших факторов повышения производительности труда. Кстати, недавно Wal-Mart стала крупнейшей компанией Америки.

По материалам McKinsey Quaterly