Кармен вместо быка

15 апреля 2002, 00:00

Свою версию популярной истории Проспера Мериме о свободолюбивой цыганке Кармен и ее многочисленных возлюбленных на днях представил Красноярский театр оперы и балета. За основу нового танцевального спектакля была взята музыка известной оперы Жоржа Бизе. Хореограф Сергей Бобров в своем балете смог убедить зрителей, что Кармен в этой истории не главная героиня - она ось преломления страстей, нужная лишь для того, чтобы раскрыть образы двух истинных героев-мужчин. Мягкотелый Хозе, мечущийся между своей невестой Микаэллой и Кармен, противостоит в балете самовлюбленному эгоисту тореадору Эскамильо, который относится к Кармен как к красивой вещи, развлечению между триумфальными битвами с быками. В спектакле почти нет развернутых соло Кармен - ее дуэты с многочисленными любовниками перемежаются массовыми танцами и поединками соперников, в ходе которых погибает друг Хозе - Цунига. Даже погибает Кармен совершенно случайно - при попытке разнять Эскамильо и Хозе: два героя разрешают спор, накалывая любвеобильную красавицу на две торреодорские пики, которыми обычно умерщвляют быков.

Художнику Дмитрию Чербаджи удается малыми средствами превращать сцену то в погруженную в ночной мрак городскую улицу, то в залитую солнцем арену для корриды (солнце превращалось в луну лишь благодаря изменению угла и интенсивности освещения). Черно-красные костюмы всех действующих лиц подчеркивали инфернальный характер спектакля. Особую параноидальную атмосферу придали постановке снующие по сцене контрабандисты, появляющиеся в самые неожиданные моменты спектакля. Что же до хореографии, то тридцатисемилетний ученик Юрия Григоровича остался верен своим принципам смешения классического балетного языка с элементами акробатики и современного танцмодерна. Красноярский театр оперы и балета в пятый раз вверяет Боброву свою сцену - похоже, и театр сформулировал свое творческое кредо: сочетание традиционной театральной драматургии с условностями постмодернистского шоу.