На прошлой неделе в Италии прошла первая за последние двадцать лет общенациональная восьмичасовая забастовка, парализовавшая всю страну. На улицу вышло около 11 млн членов трех главных итальянских профсоюзов, а еще 2,3 млн человек присоединились к бастующим "из солидарности". Большинство итальянских промышленных компаний было вынуждено прекратить работу на целый день. Например, 48% работников FIAT, причем как "белых", так и "синих" воротничков, отказались от выполнения своих обязанностей. Досталось и желающим покинуть Италию или посетить ее: в римском аэропорту было отменено 276 рейсов.
Причина забастовки в том, что правительство во главе с медиамагнатом Сильвио Берлускони планирует реформировать статью итальянского трудового кодекса, дающую право судье восстанавливать в правах служащего, если его несправедливо уволили. Правительство Берлускони считает, что подобные социальные послабления бессмысленны, а их отмена придаст итальянской экономике большую гибкость. Именно этого сейчас от Берлускони добиваются крупнейшие промышленные концерны страны. У компании, которая может без особых проблем уволить своих сотрудников, гораздо больше шансов выжить в условиях экономической нестабильности.
Однако сбросить со счетов профсоюзы Берлускони просто так не удастся. Дебаты по поводу статьи трудового кодекса зашли слишком далеко. В феврале "Красные бригады" застрелили Марко Бьяджо, советника министра труда и идеолога реформы трудового законодательства. Забастовка, впервые за много лет сплотившая национальные профсоюзы, также показала, что навязать Италии англо-саксонскую модель будет непросто. Скорее всего, Берлускони пойдет на уступки и предложит ввести дополнительные социальные льготы для безработных. В Италии лишь 15% безработных получают пособия, по сравнению с 50% в среднем по Евросоюзу.