Последнее дешевое лето

Ценовые войны - один из самых действенных методов конкурентной борьбы на туристическом рынке. Однако демпинг имеет предел: по некоторым направлениям цены начнут расти уже в этом сезоне

На туристическом рынке уже не первый год идут настоящие ценовые войны. "Отдых в Египте за 139 долларов", "Неделя в Турции. 149 долларов", "Париж за 395 долларов" - такими завлекательными предложениями пестрит туристическая реклама. Что стоит за ними? Есть ли объективные причины для столь низких цен или это рекламный ход, планово-убыточное мероприятие, рассчитанное на отдачу в будущем? Как правило, имеет место и то и другое.

Причины для снижения цен после 1998 года, несомненно, были. Как известно, туристический рынок очень сильно реагирует на любую нестабильность. Наибольшее падение туристического потока (и, как следствие, снижение цен) вызывают теракты, политические или экономические проблемы, природные катаклизмы, вообще любые кризисы. Может накладываться и местная специфика страны. Взять, к примеру, Турцию. Цена на отдых в этой стране резко упала в 1999 году. Из-за внутреннего кризиса в Турции (тогда ловили Аджалана) европейские туристы почти не ездили в эту страну. Цены на отели упали в несколько раз. Пятизвездные гостиницы снизили цены с 60 до 10-15 долларов, трехзвездные - с 30 до 8 долларов в сутки. Перелет тоже подешевел примерно на 20-25%. Что касается туроператоров, то они, стремясь удержать рынок, работали себе в убыток. В среднем цены упали на 30%. Тогда в Турции можно было вполне комфортно отдохнуть за 150 долларов. С тех пор поездки в эту страну подорожали, сегодня цену в 150 долларов можно увидеть только среди спецпредложений в низкий сезон.

По другому массовому направлению зарубежного туризма - Испании - цены за последние четыре года снизились на 20%. И для этого тоже были объективные причины. "Прежде всего, после кризиса девяносто восьмого года авиакомпании резко снизили стоимость перелета - по Испании она упала с двухсот шестидесяти-двухсот восьмидесяти долларов до ста девяноста-двухсот. Кроме того, в Европе цены на отели привязаны к евро, а курс евро по отношению к доллару за последние три года снизился примерно на тридцать процентов. Хотя испанские отели ежегодно поднимали цены на пять-шесть процентов, цены в долларах все равно упали", - говорит президент компании "Натали Турс" Владимир Воробьев. К тому же после кризиса российские туроператоры были вынуждены идти на снижение нормы прибыли. За счет всего этого стандартный недельный тур в Испанию подешевел примерно на 100 долларов. Сегодня отдохнуть недельку в трехзвездном отеле можно в среднем за 400-450 долларов.

Что касается Египта, то главным событием, повлиявшим на цены в сторону резкого снижения, стал "фактор 11 сентября". Из-за значительного уменьшения числа туристов местные отели снизили цены наполовину. То же сделали и наши авиаперевозчики. Поэтому стоимость недельного тура упала до 130 долларов. Завлечь низкими ценами западных туристов не удалось, зато наши ухватились за это предложение с азартом. В результате количество российских туристов, посетивших Египет в минувшем зимнем сезоне, выросло на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Подарки для туриста

Однако не только объективные причины повлияли на снижение цен. Нередко туроператор сам формирует сверхдешевое предложение, и вовсе не из-за политических и экономических катаклизмов, происходящих в той или иной стране. Один из таких примеров - программа компании "Инна Тур" "Окно в Париж", где недельный тур стоит 399 долларов (до этой акции аналогичная поездка обходилась не меньше чем в 550-600 долларов). По словам генерального директора компании Инны Бельтюковой, низкие цены были достигнуты за счет двух составляющих: "Во-первых, у нас сменился партнер с французской стороны и наши туристы стали частью потока, который наш новый партнер принимал с других европейских рынков. В итоге мы получили очень выгодные условия размещения туристов. Во-вторых, мы перешли на ночной перелет. Он дешевле, но для многих предпочтительнее дневного, поскольку они получают дополнительный день в Париже". В результате минувшей зимой по сравнению с сезоном 2000/01 года количество туристов, отправляемых "Инна Тур" в Париж, увеличилось в десять раз.

Несмотря на большой оборот в зимнем сезоне, с финансовой точки зрения программа была "нулевой". Но уже к началу лета компания вышла на прибыль.

Помимо разработки специальных программ туроператоры пытаются стимулировать спрос и другими методами, например продавая туры дешевле себестоимости в низкий сезон. "В низкий сезон идет борьба за заполнение самолетов, за продажу выкупленных мест. Цель туроператоров состоит не в том, чтобы больше заработать, а чтобы меньше потерять", - говорит заместитель генерального директора компании "Асент Трэвел" Евгений Судьбин.

Потери в низкий сезон туроператоры компенсируют по-разному. Для монокомпаний (тех, которые работают по одному направлению) это прибыль, полученная в пик сезона, а также от обслуживания индивидуальных туристов. Диверсифицированные компании могут компенсировать потери по одному из направлений за счет прибыли по другим. "Сейчас особенно активно ведется борьба за востребованные российскими туристами направления. В основном это безвизовые страны - Египет, Турция, Кипр, Тунис. На определенном этапе они могут быть для туроператоров планово-убыточными. Работа по ним нацелена в первую очередь на расширение присутствия компании на рынке. Однако подобная тактика опасна для компаний с недостаточным финансовым потенциалом", - считает Инна Бельтюкова.

Кроме того, не следует забывать, что внутри страны турист тратит денег не меньше, чем на покупку самого тура. Часть этих денег тоже могут получать туроператоры. Например, в стоимость туров по поточным направлениям, как правило, не включаются экскурсии. А экскурсионное обслуживание туристов намного прибыльнее, нежели продажа туров. Если рентабельность, получаемая туроператорами от продажи турпакетов по "пляжным" направлениям, колеблется от 3 до 5%, то экскурсионное обслуживание дает не менее 10%. Крупные западные туроператоры обычно имеют свой ресторанный или магазинный бизнес в предлагаемых ими отелях. А прибыльность этого бизнеса тоже намного выше доходности чисто туристической деятельности. Правда, наши туроператоры пока делают лишь первые шаги на этом пути.

Низкая рентабельность - одна из самых острых проблем российского туристического рынка. Конечно, туризм во всем мире относится к числу низкодоходных отраслей. Но все же западные туроператоры зарабатывают намного больше российских. Во-первых, более высокие доходы населения позволяют им закладывать в стоимость туров большую маржу. Во-вторых, на многих рынках западные компании имеют лучшие условия размещения. Например, немцы или англичане выкупают гарантированные квоты мест в отелях на весь год и успешно заполняют их благодаря множеству путешествующих пенсионеров. Наши же туроператоры могут выкупить и заполнить места лишь в сезон. Разумеется, и контракты с отелями западные фирмы заключают по более выгодным ценам. Во многих странах (например, в Египте, на Кипре, в Хорватии) конкуренция между западными и российскими туроператорами очень сильна.

Туроператоры против демпинга

Сегодня все больше российских туроператоров не хотят мириться с низкой рентабельностью и демпингом как главной формой конкурентной борьбы. Они считают, что это тупиковый путь развития рынка. Во многих случаях оборотной стороной демпинга становится снижение качества обслуживания туристов. "Чудес не бывает. Погоня за объемом - первый шаг к банкротству", - полагает Евгений Судьбин.

По мнению специалистов, ситуация может измениться, если удастся решить хотя бы проблему заполнения самолетов в низкий сезон. Сегодня это главная причина появления спецпредложений и демпинга на рынке. Первые шаги уже сделаны: по некоторым направлениям туроператоры объединяются и "поднимают" столько бортов, сколько им нужно. Например, в этом году объединение пяти крупнейших туроператоров по Австрии позволило им перейти с пяти полупустых самолетов в низкий сезон к двум полным. Благодаря этому они смогли снизить свои расходы на перелет. Кроме того, договорившись о нижней планке цен на авиабилеты по этому направлению (260-280 долларов в низкий сезон и 400-450 в высокий), они смогли избежать демпинга.

Подобный альянс в нынешнем летнем сезоне создан и по кипрскому направлению. Крупнейшие туроператоры ("Натали Турс", "Библио-Глобус" и "Зевс Трэвел") с целью оптимизации количества рейсов поручили организацию перевозок одной компании - "Юридической авиационной службе". Например, уже в мае в пиковые даты были организованы дополнительные рейсы на Кипр, а в низкий сезон лишние рейсы были отменены. По мнению Владимира Воробьева, такое объединение - один из возможных способов уменьшить число спецпредложений.

Для туристов подобные альянсы означают не только отмену многих интересных спецпредложений, но и повышение цен на турпродукты в перспективе. Однако опасаться резкого роста цен уже в этом сезоне не стоит. Могут немного подорожать туры на Кипр и в Хорватию, причем в последнем случае главной причиной станет повышение цен местными отелями на 15-40% по сравнению с прошлым годом. Следующий кандидат - Испания. По мнению Владимира Воробьева, нынешним летом еще можно будет отдохнуть по ценам прошлого года, но в будущем году цена вырастет наверняка. Запрет многих европейских стран (в том числе Испании) на посадку "шумных" самолетов заметно снизил число авиакомпаний, работающих по этому направлению. Ослабление конкуренции между авиаперевозчиками позволит им повысить норму прибыли и стоимость билетов.

В то же время из-за этого запрета усилится конкуренция авиаперевозчиков по Турции и Египту. Поэтому не исключено, что цена на авиаперевозки по этим направлениям еще больше снизится. Таким образом, наметившаяся в этом году тенденция к росту цен на отдых в Турции может нивелироваться. А ценовые войны на рынках Турции и Египта закончатся еще нескоро.