Убийство по неосторожности

Повестка дня
Москва, 08.07.2002
«Эксперт» №26 (332)
В ночь на 3 июля на высоте 11,5 км над германо-швейцарской границей транспортный Boeing-757 экспресс-перевозчика DHL протаранил левый борт пассажирского Ту-154 "Башкирских авиалиний". В результате авиакатастрофы погибли все, кто в этот момент находился в воздухе, - 52 ребенка и 19 взрослых.

Сразу после крушения представители швейцарской Skyguide, обеспечивавшей диспетчерское сопровождение самолетов, поспешили обвинить российских пилотов. Местное ТВ со ссылкой на авиаспециалистов сообщило, что "командир русского лайнера знал, что маршруты Ту-154 и Boeing пересекутся, но не выполнил вовремя трижды повторенную команду диспетчера снизить высоту, поскольку плохо владел английским языком". Кроме того, швейцарцы говорили, что Ту-154 "не был оснащен автоматической системой предупреждения о столкновениях в воздухе" (TCAS).

Напомним швейцарским коллегам, что в трагической ситуации, да еще до начала официального расследования, подобные заявления делать недопустимо. Тем более что, как сейчас доказано, служащий Skyguide нагло врал.

Первое. Швейцарец на экране своего монитора видел оба самолета как минимум за 12 минут до столкновения и знал, что они идут встречными курсами, но дал командиру Ту-134 первую команду на снижение почему-то лишь за 44 секунды до катастрофы (пилоту Boeing-757 он вообще ничего не приказывал). Руководитель цюрихского диспетчерского центра Антон Мааг, которому подчиняется диспетчер, признал, что за такое короткое время ничего сделать было уже нельзя. Это подтвердил и член Германского союза пилотов Георг Фонгерн, сказавший, что нормальный срок предупреждения в подобной ситуации - пять-десять минут.

Второе. По словам представителя австрийской службы воздушного движения Хайнца Зоммербауэра, командир Ту-154 Александр Гросс, с которым он вел переговоры после вылета Ту-154 из Мюнхена, "отличался превосходным знанием английского". Более того, как показали предварительные итоги германской комиссии, Гросс сам предупреждал диспетчера о грядущем столкновении и выполнил запоздалую команду швейцарца, снизившись на 213 метров. Тем не менее снижение Ту-134 не предотвратило катастрофы, поскольку Boeing-757 тоже начал снижаться.

Третье. Как уже выяснила комиссия по расследованию катастрофы, система TCAS работала на обоих лайнерах. А вот в центре компании Skyguide система TCAS была отключена. Таким образом, обвинения в адрес русских пилотов безответственны.

Прокуратура Констанцы уже возбудила уголовное дело по факту катастрофы, подозревая диспетчера в убийстве по неосторожности и нарушении закона о воздушном сообщении. Как быстро правоохранительные органы установят вину диспетчера и какое он понесет наказание, сказать пока сложно - следствие продлится не меньше месяца. Если его вина будет полностью доказана, то наказание в соответствии с мировой практикой наверняка назначат суровое. В СССР в 1979 году диспетчеры, виновные в аналогичной катастрофе двух самолетов Ту-134, на одном из которых летела футбольная команда "Пахтакор", были осуждены на 15 лет лишения свободы.

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (332) 8 июля 2002
    Падение доллара
    Содержание:
    Затянувшаяся пауза

    Волна корпоративных скандалов в Америке подорвала доверие международных инвесторов и вызвала ослабление доллара. В краткосрочной перспективе слабый доллар выгоден американской экономике. Однако статус доллара как мировой резервной валюты оказался под угрозой

    Международный бизнес
    Реклама