Воздушный компромисс

22 июля 2002, 00:00

В прошлый понедельник совет директоров "Аэрофлота" принял решение о реструктуризации парка иностранных пассажирских самолетов. Вместо четырех типов воздушных судов, которые сейчас использует авиакомпания, останется только два.

В результате кризиса в мировом авиастроении производители самолетов значительно снизили лизинговые ставки на свои новые лайнеры. Как заявил "Эксперту" замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, если авиакомпания удачно воспользуется сложившейся конъюнктурой, то сможет сэкономить на лизинговых платежах 25-30%. Еще примерно на 10% "Аэрофлот" сможет сократить издержки за счет реструктуризации самолетного парка. Сейчас в нем насчитывается 17 дальнемагистральных лайнеров (два Boeing-777, четыре Boeing-767 и одиннадцать Airbus A-310), а также десять среднемагистральных Boeing-737. В "Аэрофлоте" посчитали, что эксплуатировать четыре типа лайнеров - непозволительная роскошь, и решили сократить их двух.

Долгое время авиакомпания не могла определить поставщика новых авиалайнеров. Ведь закупка самолетов - вопрос политический. Здесь учитывается не только цена, но и совместные кооперационные программы, отношения между странами и т. д. Во время визита Джорджа Буша в Москву Владимир Путин заявил, что предложения европейских партнеров для "Аэрофлота" более выгодные, добавив при этом, что если бы США прекратили антидемпинговые расследования против наших сталеваров, алюминщиков и т. д., то самолеты Boeing стали бы более конкурентоспособными.

Спустя несколько недель после этого Михаил Касьянов сообщил президенту Франции Жаку Шираку, что "Аэрофлот" закупит самолеты Airbus. Но тут (вот совпадение!) США сняли большинство претензий к нашим металлургам. Учитывая, что Россия реализует миллиардные программы в авиастроении и с Airbus, и с Boeing, руководство "Аэрофлота" посчитало целесообразным закупить лайнеры у обеих компаний. Лев Кошляков сообщил нам, что "Аэрофлот" возьмет в финансовый (с правом выкупа) и операционный лизинг 18 среднемагистральных A-319/320 и девять Boeing-767. По словам г-на Кошлякова, контракты будут подписаны в течение 2002 года, а полная замена парка произойдет до 2005-го. Интересно, что вопрос закупки российских самолетов в рамках реструктуризации парка "Аэрофлота" вообще не рассматривался. Четко проработанных лизинговых схем для приобретения наших новых лайнеров Ил-96 и Ту-204/214 нет, да и сами эти машины "Аэрофлоту" не очень-то нужны. А необходимый нашему национальному авиаперевозчику ближнемагистральный Ту-334 еще даже не прошел сертификационных испытаний.