Нынешний урожай оказался неожиданно высоким: с учетом переходящих остатков он может составить до 100 млн тонн при потребности 75 млн. Перепроизводство давит на рынок, цены снижаются, хозяйства жалуются, что вынуждены продавать зерно почти по себестоимости. Правительство, обещавшее рассмотреть целый комплекс мер по организации зернового рынка 19 сентября, пока предложило единственный выход - торговые закупки. Премьер Михаил Касьянов дал поручение министерствам и ведомствам в недельный срок разработать предложения по механизму закупок и источникам финансирования. Известно, что от прошлых закупок остался 1 млрд рублей. "С такими деньгами на рынок лучше и не выходить, - прокомментировал ситуацию руководитель Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. - Даже если и найдутся большие средства, начало закупок опять затянется, пока будут реализовывать предложенный механизм, опять выйдет пшик. Хотя в принципе закупки - дело хорошее. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях".
Одну деталь, похоже, уже упустили. Речь идет о сроках. Северный Кавказ собрал урожай в июле-начале августа, и многие хозяйства, готовясь к севу озимых и нуждаясь в оборотных средствах, уже сбросили часть зерна по самым низким ценам. Таким образом, если закупки и будут проводиться в серьезных масштабах, то производителю они больших денег не принесут. "О намерениях государства нужно было объявлять еще в апреле, - считает аналитик группы компаний ОГО Рудольф Булавин. - В США уже в марте известны залоговые цены на зерно, а общие принципы рассчитываются на семь лет вперед". Мы, конечно, не Штаты, но продумать механизм до деталей и учесть ошибки прошлого года все-таки можно было заранее, а не давать поручения "разобраться" в конце августа.
Пока неизвестно даже, будут ли выделены нужные 6-7 млрд рублей, будут ли учтены региональные особенности и приглашены к участию соответствующие элеваторы, по каким ценам будет закупаться пшеница. Объявлено, что будет закупаться продовольственная пшеница и рожь. Но пока ценовой коридор предложен только для пшеницы третьего класса. Он вроде бы и неплох - 2300-2500 рублей за тонну, но вся шутка в том, что пшеницы этого класса в этом году уродилось совсем немного (по оценкам аналитиков компании "Русагро", не более 20% от 40 млн тонн), и именно в этот сегмент рынка вообще не стоило бы вмешиваться.
Многие аналитики солидарны в том, что госзакупки не панацея. Правительство должно предложить внятную концепцию развития зернового рынка. Для этого необходимо учесть широкий спектр проблем: унификацию тарифов, создание экспортной инфраструктуры, активизацию сотрудничества с торговыми представительствами других стран, развитие организационно-юридической базы (в частности, сертификацию складов, введение механизма складских расписок), гармонизировать российские стандарты с международными, предложить приоритеты в семеноводстве. Пока же даже в результате благого пожелания провести зерновые госинтервенции получается нулевой эффект.