Авиафирма оказалась финансово несостоятельной в апреле нынешнего года. К банкротству ее привел бывший руководитель Эрл Робинсон, который почти вдвое превысил смету на создание нового регионального реактивного самолета FD-728 на 70 пассажиров. Вместо отведенных планом 560 млн долларов он истратил на разработку машины более 1 млрд, из-за чего и был уволен акционерами.
Новый гендиректор Fairchild Dornier Томас Брандт, пытаясь спасти компанию, стал искать инвесторов. Однако западные компании отнеслись к предложению инвестировать в Fairchild Dornier прохладно. В конце весны от этой идеи отказался Boeing, а летом - Bombardier. Но тут неожиданно интерес к банкроту проявили в России.
В августе гендиректор "Базового элемента" Олег Дерипаска направил в Оберпфаффенхофен представительную делегацию во главе с руководителем самарского завода "Авиакор" (принадлежащего "Базовому элементу") Владимиром Белогубом для переговоров с Брандтом. Сейчас на заводе в Германии постоянно работает группа российских менеджеров и инженеров, которая изучает технические характеристики самолета и технологию его производства. Всерьез обсуждается только один вариант сотрудничества - инвестирование необходимых средств в проект при условии организации выпуска отдельных узлов и компонентов для нового самолета на "Авиакоре". Таким образом, руководство "Базового элемента" хочет загрузить умирающий самарский завод. По словам Томаса Брандта, "российские инвестиции - единственный шанс сохранить компанию от распродажи по частям".
Инвестиционный проект "Базового элемента" имеет шансы на успех. В случае быстрого преодоления кризиса на авиалиниях и прогнозируемого постоянного роста пассажиропотока на 5% в год на рынке авиастроения региональных самолетов открывается ниша для третьего после Embraer и Bombardier игрока. Это произойдет примерно через три-четыре года - как раз в момент запуска FD-728 в серию.