Впервые за сто лет Москву посетила Римская опера. Как и век назад, было решено показать в России самую лучшую постановку римского Teatro dell`Opera. Ею оказалась "Тоска", написанная Джакомо Пуччини по заказу Римской оперы и воссозданная пару лет назад режиссером Франко Дзеффирелли.
Для своих нынешних гастролей итальянцы облюбовали самый большой российский зал - зал на 5900 мест Государственного Кремлевского дворца. Четыре римских вечера стали поводом впервые за 40 лет просчитать здесь акустику и закупить дорогую аппаратуру, равномерно распределяющую звук по гигантскому залу. В Москве итальянские оперные звезды, как и артисты современных мюзиклов, пели в радиомикрофоны. Но это было не самое продвинутое изобретение постановщиков "Тоски". Как оказалось, Дзеффирелли в юбилейной версии оперы (к столетию со дня премьеры) объединил настоящие декорации с виртуальными. Вместо рисованных декораций постановщик использовал гигантский экран, на который проецировались богатые интерьеры времен Наполеона, католический собор и развалины античных храмов. Фотоизображения дополнялись реальными декорациями, как бы парящими над сценой.
Другой особенностью римской "Тоски" было то, что оркестр располагался прямо на сцене, вокруг небольшого круглого помоста диаметром метров в семь, где и разворачивалась вокально-симфоническая драма. По задумке режиссера эта конструкция должна была напоминать именинный торт в честь столетия оперы. Однако в Москве багровое возвышение ассоциировалось скорее с Лобным местом. Это ощущение усиливал и трагический сюжет оперного шедевра: художника Каварадосси в финале расстреливают, а его возлюбленная - певица по имени Тоска - бросается с башни. Кстати, финальный эпизод вот уже сто лет служит поводом для розыгрышей: работники сцены не раз подставляли под "башню" батут, и обескураженное лицо пышнотелой примадонны еще долго мелькало перед хохочущей публикой...
На этот раз, правда, все обошлось без курьезов. Партию Каварадосси великолепно исполнил Фабио Армильято, Даниэла Десси в роли Тоски демонстрировала вершины бельканто, а приглашенный из Большого театра детский хор разбавлял драматизм действия шутливыми вокальными комментариями.
Удовольствие от римской "Тоски" оказалось не из дешевых. Некоторые билеты на спектакль стоили больше пяти тысяч рублей. Однако даже такие цены вряд ли покрыли реальные расходы Минкульта и Альфа-банка, потративших на подготовку гастролей более миллиона долларов. Впрочем, редкая возможность услышать в Москве отличную оперную постановку в блестящем исполнении лучших итальянских артистов того стоит.