Цивилизованные заимки

Лилия Москаленко
7 октября 2002, 00:00

Региональные власти не хотят упустить рекреационные возможности своих территорий. Однако найти инвестора на развитие внутреннего туризма будет непросто

На днях сразу в двух российских регионах - в Краснодарском крае и Иркутской области - прошли экономические форумы, на которых были представлены стратегии их развития на ближайшие три-пять лет. Впервые будущий экономический рост своих областей участники форумов связывали не только с ростом сырьевых отраслей, но и с активным развитием индустрии отдыха и развлечений. И это не случайно: по данным Российской ассоциации туристических агентств, сектор внутреннего туризма в России сегодня в 2-2,5 раза превосходит (по количеству туристов) сектор выездного туризма, и темпы роста внутреннего туризма самые высокие на рынке - 20-30% ежегодно. Благодаря своим уникальным рекреационным ресурсам, Черное море и Байкал по посещаемости уступают лишь Москве и Санкт-Петербургу и занимают сегодня почетные третье и четвертое места.

Несмотря на объявленную перспективность прибайкальской и черноморской территорий, у туристической отрасли в этих регионах есть все те недостатки, что характерны для российского туризма в целом, - это и плохая туристическая инфраструктура, и низкий уровень сервиса при завышенных ценах. Чтобы отрасль в перспективе могла удовлетворить растущий спрос, необходимы внушительные инвестиции в миллиарды долларов. Со своей стороны администрации Иркутской области и Краснодарского края пообещали создать у себя "благоприятный инвестиционный климат" и развивать необходимую для этого инфраструктуру: улучшать качество местных дорог и аэропортов, налаживать удобные воздушные трансферы и даже частично субсидировать строительство гостиниц. Если эти планы будут реализованы, то через два-три года, считают участники форумов, на рынке туризма в этих регионах можно ожидать инвестиционный бум.

Юрта по цене гостиницы "Марриотт"

Рынок туристических услуг в Иркутской области находится в самой начальной стадии развития. До 2002 года руководство области, сконцентрировав свое внимание на алюминии, газе и нефтехимии, не рассматривало туризм как бюджетообразующую отрасль: он был приравнен к "социалке" и находился в ведении областного спорткомитета. Однако растущее год от года количество туристов - как российских, так и зарубежных - заставило местные власти переменить отношение к отрасли туризма и включить ее в разряд перспективных.

В советское время Байкал посещали преимущественно иностранцы, и сегодня на их долю стабильно приходится более 50% от общего числа отдыхающих. С 2000 года среди российских туристов, посещающих Байкал, неуклонно растет доля жителей не только Иркутской области, но и центральных регионов России, прежде всего таких, как Московская или Ленинградская. По большей части туристы предпочитают отдыхать на Байкале "дикарями" - на своих машинах и со своими палатками. Только треть отдыхающих обращается к услугам турфирм, пакет предложений которых, правда, не очень широк.

Туристам предлагают либо оставшиеся с советских времен крупные турбазы и гостиницы (по примерным оценкам этих фирм, около 10% туристической базы Прибайкалья). Уровень сервиса здесь более чем скромный. "Большинство турпакетов, которые предлагаются этими гостиницами, безнадежно устарело, но они продаются по ценам средних и дорогих гостиниц как минимум на уровне трех-четырех звезд", - говорит Галина Кобыльникова, руководитель туристического бюро San Tours. Остальные 90% предложения - это возникшие в последние десять лет небольшие кемпинги, мелкие гостиничные "лагеря", состоящие из юрт или избушек, часто без удобств. Стоимость и этих "лагерных" домиков - от 100 до 200 долларов в сутки, что вполне сопоставимо с расценками качественных московских отелей.

Участники рынка объясняют такие высокие цены, во-первых, тем, что местные туроператоры ориентируются прежде всего на зарубежного туриста. Во-вторых, весьма высоки издержки бизнеса: из-за сурового климата туристический ресурс Прибайкалья используется лишь в летние месяцы (но даже в этот период могут начаться штормовые ветры, а их не выдерживают и самые заядлые экстремалы). И наконец, в-третьих, высокие цены держатся из-за слабой конкуренции на рынке - предложение явно не удовлетворяет спрос. Как говорят туристические операторы, этим летом все окружающие Байкал сопки были "облеплены" людьми, а поселить их некуда.

Строительство новых гостиниц ограничивает прежде всего статус прибайкальских земель. Почти две трети прилегающих к Байкалу территорий занимают национальные парки, где строительство таких капитальных объектов, как отель или крупная гостиница, просто невозможно. Поэтому, по мнению авторов областной концепции развития туризма, рынок туруслуг на Байкале будет развиваться за счет строительства небольших благоустроенных кемпингов или гостиниц на 10-20 человек. Именно такие комплексы, оформленные в соответствии с местным колоритом в стиле бурятских юрт или сибирских заимок, наиболее востребованы туристами. На стороне заимок действует не только экологический фактор, но и экономический: капиталоемкость у таких комплексов гораздо ниже, чем у обычных гостиниц. "Если строительство одного койко-места в такой 'цивилизованной' юрте стоит примерно тысячу долларов, то в обычной гостинице оно обойдется не меньше чем в пятнадцать тысяч", - говорит Роман Ищенко, генеральный директор компании Greenеxpress.

Именно эта компания на деньги Внешторбанка уже реализует первый проект по строительству туристических лагерей с "евроудобствами" - "Байкальские терема". "Помимо цивилизованных домиков, - говорит Роман Ищенко, - задуманный нами проект, и на это уже есть деньги, предусматривает развитие местной туристической инфраструктуры - создание яхтклуба, строительство собачьей фермы, конной фермы и прочего".

Пока таких проектов в регионе единицы - из-за неразвитой инфраструктуры региона издержки на строительство очень высоки, да и предприниматели относятся к инвестициям во внутренний туризм пока крайне настороженно. Юрий Корнев, генеральный директор компании "Бизнес-Инвест ЛТД", считает, что скорее даже иностранные компании проявят инвестиционный интерес. "Отечественные кредитные организации еще долго будут смотреть в сторону производства алюминия, добычи золота и других отраслей, имеющих куда более привлекательную экономику, чем туризм", - говорит г-н Корнев.

Правда, на сегодняшний день и иностранных инвесторов мало привлекает перспектива инвестировать в лагеря и юрты - им интересны крупные, глобальные объекты. Так, в начале 2003 года недалеко от озера Байкал откроется крупнейшая в России горнолыжная база, которая будет позиционироваться как эксклюзивный курорт. Деньги на ее строительство - примерно 20 млн долларов - выделила компания Omega Tehnology, австрийское представительство одного из американских инвестиционных фондов. Иностранцы - югославская компания Sun Hotel - арендуют и единственное на Байкале круизное судно "Александр Вампилов". О "малых" же иностранных туристических проектах в регионе пока ничего не известно.

По мнению туроператоров, несмотря на оптимизм регионального руководства, инвестиционного бума в ближайшее время на Байкале не случится. Возможны лишь единичные случаи вложений в проекты, и в конечном итоге услуги будут предлагаться явно недешевые, а значит, отдых на Байкале по-прежнему будет одним из самых дорогих в стране.

Не нужен нам берег турецкий

В отличие от Иркутской области, где развитие туристической отрасли сегодня начинается "с нуля", Краснодарский край имеет достаточно развитую базу размещения туристов, в которую входят несколько десятков отелей и гостиниц, сотни турбаз. Однако более 80% этих объектов строились еще в советские времена и совершенно не соответствуют современным стандартам туристического сервиса. Поэтому, несмотря на большой потенциальный спрос, турпоток в регион за последние годы почти не растет - остается на уровне чуть более 1 млн туристов в год. Потенциальных отдыхающих в этом крае все больше "оттягивают" курорты Болгарии и Турции, предлагающие более высокое качество обслуживания и подчас по более низким ценам. Чтобы окончательно не растерять рекреационный ресурс, руководство Краснодарского края приняло на форуме "Кубань-2002" несколько инвестиционных проектов развития городов-курортов. Наиболее масштабная программа принята для города Сочи - лидера на рынке туруслуг Краснодарского края. По концепции, разработанной компанией Umaco, предлагается полная реорганизация всех трех составляющих туристической инфраструктуры города - средств размещения, ресторанно-развлекательного комплекса и транспорта.

Разработчики концепции считают, что интерес инвесторов прежде всего нужно привлечь к строительству и реконструкции сочинских гостиниц и пансионатов. Число отелей в городе, реально соответствующих международным стандартам, сегодня можно пересчитать по пальцам - это "Рэдиссон САС Отель", "Рэдиссон САС Лазурная", санаторий "Черноморье", а также объекты так называемого корпоративного отдыха, принадлежащие "Газпрому", ЮКОСу и пр. Сегодня такие гостиницы занимают около 15% рынка гостиничных услуг и представляют дорогой сегмент рынка (стоимость проживания в них доходит до 285 долларов в сутки). Все остальные гостиничные объекты относятся к низшей и средней категории и, как водится, предлагают свои услуги по завышенным ценам: проживание в бывших советских пансионатах и гостиницах с минимальным уровнем сервиса может стоить сто долларов в сутки и более. Среднегодовая загрузка объектов размещения в Сочи, поддающихся учету, составляет 40-45%, в пик сезона она повышается до 70-80% (наиболее популярные "качественные" объекты в сезон загружены на 100%).

По расчетам компании Umaco, потребность города в новых местах размещения составляет порядка 40 тыс. койко-мест категории от одной до пяти звезд. Безусловно, потенциал для развития больше у среднего сегмента рынка, поскольку 60% сочинских туристов - семьи. Впрочем, сегодняшний турист нуждается не только в койко-месте, но и в развитой инфраструктуре. "Сейчас турист приезжает на Черное море не водку распивать под шашлык, а еще и в теннис играть, и в гольф, заниматься серфингом, верховой ездой и прочим", - говорит мэр Сочи Леонид Мостовой. Исследования, проведенные разработчиками концепции, подтвердили, что отдыхающие в Сочи туристы готовы за это платить.

Пока инвестиционный потенциал в Сочи сосредоточен в сегменте малых гостиниц (в них зачастую переоборудуются квартиры) и гостевых домов. Комнаты в отремонтированных квартирах за 5-10 долларов в день, которые сдают предприимчивые местные жители, пользуются огромным спросом у туристов. По прогнозам специалистов, сегмент малых отелей в дальнейшем будет расти быстрее всего - на 30-50%.

Что касается более капиталоемких проектов - пансионатов, гостиниц уровня трех звезд и выше, то пока этот сегмент рынка "окучивают" наши естественные монополии - тот же самый "Газпром", МПС, "Трансгаз" и крупные сырьевые компании, которые ориентируются прежде всего на потребности своих сотрудников. Инвесторы же, ориентированные на рынок, пока только присматриваются к сочинскому хозяйству. И хотя со стороны туристов спрос огромный, им есть о чем задуматься: себестоимость строительства в Сочи не намного меньше, чем в Москве, да и сотка сочинской земли в престижном месте стоит не дешевле, чем в подмосковной Барвихе. После завершения строительства или реконструкции объекта в Сочи цены там будут московские - от 140-150 долларов в сутки, а в Турции и Болгарии эти цены в несколько раз меньше.