Зовут в просеку

Русский бизнес
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Российские лесопромышленники озаботились капитализацией собственного бизнеса. Для ее увеличения они просят введения частной собственности на лесные угодья и господдержки

Коэффициент полезного действия лесного бизнеса, выражаемый в количестве долларов, полученных за кубометр срубленной древесины, в России очень низок. В Финляндии, например, за куб древесины в итоге выручают 400 долларов, а у нас не более 50. Есть резон поискать возможности повышения российского лесного кпд. Классический способ повышения эффективности для сырьевых отраслей - увеличить глубину переработки и снизить себестоимость производства. Но для крупных российских лесных корпораций такое развитие возможно лишь с привлечением огромных сумм. Миллиардные вложения в России пока мало кто готов обеспечить, так что лесопереработчики могут получить сравнимые по размерам деньги, если только обратят внимание на капитализацию своих компаний.

Как найти миллиард

По мнению главного управляющего директора крупнейшей российской лесной компании "Илим Палп Энерпрайз" Михаила Мошиашвили, "большая лесопромышленная компания может приспособиться к любым рыночным условиям деятельности. Однако доходность в сегменте глубокой переработки всегда ниже, чем в сегменте добычи. Для того чтобы восстановить 'справедливость', существует компенсаторный механизм в виде капитализации компаний. Чтобы такой механизм заработал, необходимы совершенно иные государственная стратегия и корпоративное поведение".

Стоимость бизнеса можно повысить разными путями. Один из вариантов - покупка ценных активов. Для лесопереработчиков самый главный актив - лес. Однако сейчас решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается тремя-пятью годами. Для бизнесменов эти условия неприемлемы. Аренда лесных угодий на краткосрочный период отражается на стоимости компании (естественно, она оказывается заниженной). Кроме того, оказывается разорванным естественный технологический цикл обновления угодий - около пятидесяти лет. Наконец, бизнесмены не могут полностью распоряжаться лесом, а значит, не могут получить под него кредит или выпустить облигационный заем.

Лесники предлагают эту ситуацию исправить за счет введения долгосрочных концессий на лес. По предложению представителей "Илим Палпа", у лесопереработчиков должна появиться возможность получить в длительное пользование (не менее чем на 49 лет) лесные угодья в радиусе 1000 километров от перерабатывающих производств. Для реализации плана лесопереработчики добиваются совместной работы с министерствами по подготовке нового Лесного кодекса. В него уже оказалось возможным внести изменения, позволяющие применять различные долгосрочные арендно-концессионные формы лесопользования. Благодаря влиятельности некоторых фигурантов рынка появилась возможность долгосрочной аренды с определенными инвестиционными обязательствами, подразумевающими при этом гибкую систему налоговых льгот.

Для того чтобы новый инструмент заработал, осталось только создать нормативно-правовую базу (закон о концессиях). Тогда у крупных компаний появится возможность на

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама