Труба на оба ваших дома

Перспективы российско-украинского газотранспортного консорциума весьма туманны. Проект этот - разменная монета президента Украины в политическом лавировании между Россией и Западом

Подписанные на прошлой неделе российско-украинские соглашения в сфере транспортировки газа - договор о создании предприятия "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", заключенный между "Газпромом" и национальной акционерной компанией "Нафтогаз Украины" и межправительственное соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое определяет временные рамки действия упомянутого консорциума - тридцать лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, президенты двух стран комментировали, не жалея высоких слов. Казалось бы, дело того вполне заслуживает: "газовый" вопрос - одна из наиболее острых проблем в отношениях России и Украины, и вот теперь сделан шаг к ее решению.

Однако ощущения прорыва нет. И дело не только в том, что заявление Владимира Путина о достигнутых договоренностях сопровождалось множеством оговорок насчет того, что работа "на этом не закончилась, а, наоборот, - только начинается". Гораздо примечательнее реакция главного заинтересованного лица - концерна "Газпром". Точнее - ее отсутствие. На просьбу прокомментировать достигнутые договоренности и перспективы работы в составе российско-украинского газотранспортного консорциума, представители "Газпрома" отвечают невнятно, что "пока все слишком неопределенно".

Что подписали в Кишиневе

Напомним, что еще 9 июня в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Леонид Кучма подписали заявление о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. После этого в течение четырех месяцев экспертные группы с обеих сторон пытались согласовать свои позиции, чтобы определить конкретные условия работы в рамках совместного газотранспортного консорциума: распределение собственности, права и обязанности сторон.

И вот 7 октября в Кишиневе председатель правления компании "Нафтогаз Украины" Юрий Бойко и глава компании "Газпром" Алексей Миллер подписали договор о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Согласно этому документу, к сфере деятельности консорциума относятся транспортировка газа и обеспечение надежности, безопасности и стабильности функционирования газотранспортной системы Украины (ГТС), увеличение объемов транзита природного газа через территорию этой страны, создание новых конкурентоспособных газотранспортных мощностей на территории Украины, а также привлечение необходимых инвестиционных ресурсов для модернизации ГТС. Консорциум будет создаваться, регистрироваться и действовать в соответствии с законодательством Украины. Его органы управления разместятся в Киеве.

Главный вопрос - о распределении собственности - не решен: планируется, что до конца года стороны подготовят учредительные документы, в которых будут оговорены размер уставного фонда предприятия и его распределение между участниками консорциума. По словам министра топлива и энергетики Украины Виталия Гайдука, дальнейшие планы такие: до сентября 2003 года, пока консорциум будет заниматься исключительно консалтинго-инжиниринговыми изысканиями, составлением технико-экономического обоснования (ТЭО) и освоением отпущенных на это средств, его уставный фонд, в соответствии с требованиями россиян, будет сформирован по принципу "50 на 50". Однако как только все необходимые исследования закончатся и консорциум будет готов приступить к управлению "трубой", в его уставном фонде должны произойти изменения. "Будут обозначены доли и соответствующие им финансовые вклады", - сказал Гайдук. Какие будут эти доли и вклады - выяснится только после подготовки ТЭО, которая должна быть завершена к 30 августа 2003 года.

Нет ответа и на принципиальный вопрос - на каких условиях будут участвовать в консорциуме европейские газовые компании. Российская и украинская стороны должны совместно определить эти условия до конца текущего года. Вопрос о сроках юридической регистрации консорциума решен весьма изысканно: "в течение месяца (с момента подписания договора. - 'Эксперт' ), но не позднее 30 августа 2003 года". К этой дате должны быть проработаны концепция проекта, его ТЭО и бизнес-план, определены источники финансирования и направления развития, проведена оценка газотранспортной системы Украины. И в течение этих десяти месяцев консорциум не будет иметь доступа к управлению украинской ГТС.

Что произойдет после 30 августа -. совсем непонятно. Очевидно, чтобы консорциум смог работать, парламенту Украины (Верховной раде) придется принять пакет законов, которые позволили бы передать украинскую ГТС в управление, - сейчас это запрещено. Наверняка на ратификацию в парламент будет направлен и сам договор о создании консорциума. По крайней мере, на этом настаивают депутаты. Но даже если украинские парламентарии оперативно утвердят все необходимые законы, им еще потребуется принять бюджет на 2004 год с учетом изменившегося статуса "трубы". И только с началом нового бюджетного года консорциум сможет приступить к работе. Это оптимистичный вариант развития событий.

"Меня терзают смутные сомнения"

А реалистичный вариант таков: украинский парламент затянет ратификацию закона о газовом консорциуме до осени 2004 года, а там украинцы выберут нового президента и всю работу по газовой проблеме придется начинать сначала. Вероятнее всего, события будут развиваться именно по такому сценарию - об этом свидетельствуют те мнения, которые высказываются сегодня на Украине.

В большинстве своем - это сомнения в целесообразности развития совместного газового проекта с Россией. Во-первых, украинцы совсем не уверены, что после создания консорциума появятся средства для модернизации газотранспортной системы страны. Во-вторых, они сомневаются, что "Газпрому" удастся-таки организовать поставки газа в Европу в обход Украины (до сих пор именно эта угроза была главным доводом в пользу дележа "трубой" с "Газпромом"). В-третьих, украинцы опасаются, что создание консорциума приведет к негативным последствиям для украинского газового рынка вообще (возможно, уменьшится плата за транзит газа, возрастут цены для потребителей, снизятся поступления в бюджет и т. д.).

Нельзя исключать и досрочных выборов президента, на чем настаивает украинская оппозиция. А у ее лидеров есть свои, совершенно отличные от российских, представления о том, с кем и как надо делиться "трубой". Юлия Тимошенко, например, считает, что никому ничего отдавать нельзя, самим надо управлять. В глубине души такой подход разделяют очень многие представители и нынешней власти.

На фоне этих сомнений тактика Киева заключается в максимально возможном затягивании процесса создания консорциума. Когда же затягивать уже невозможно (напомним, что внутриполитическое положение у президента Кучмы весьма непрочное и он кровно заинтересован в поддержке России), Украина выдвигает жесткие условия, неприемлемые для Москвы. Когда терпение российских партнеров заканчивается - Киев идет на уступки, а потом выдвигает новые предложения.

Прорабатывают на Украине и альтернативные варианты, как распорядиться ГТС. Так, украинская оппозиция уповает на проект компании Shell, которая в конце 90-х предложила Киеву взять ГТС страны в концессию. Впрочем, с тех пор никаких реальных подвижек в этом проекте не произошло, а сама Shell, отчаявшись добиться его реализации, летом этого года поддержала российский проект создания консорциума.

И наконец, постоянно возникают различные планы по приватизации украинской ГТС с участием европейских компаний и "Газпрома". Они принципиально отличаются от идеи консорциума тем, что в них "Газпром" участвует в приватизации совместно с европейцами, в отличие от нынешнего варианта, когда сначала россияне и украинцы создают новое предприятие, а затем вместе уже договариваются с "западниками". Впрочем, и этот вариант выглядит сомнительным, поскольку Евросоюз и почти все ведущие европейские газовые компании уже успели выразить свое одобрение проекту создания российско-украинского консорциума. "По моему мнению, создание российско-украинского консорциума по управлению ГТС Украины с участием европейских компаний в целом соответствует положениям энергетической стратегии Европы", - заявила "Эксперту" региональный представитель INOGATE (программа Евросоюза по исследованию путей транспортировки нефти и газа) в Киеве Татьяна Деревянкина.

Однако несмотря на скудность реальных альтернатив российско-украинскому консорциуму, оппозиция намерена в полной мере использовать газовую проблематику. Так, сразу после встречи в Кишиневе Юлия Тимошенко назвала соглашение о создании консорциума предательством и потребовала возбудить уголовное дело против Кучмы и всех причастных к подготовке кишиневских соглашений чиновников.

Обоюдная выгода

Сейчас для Украины основной стимул продвигать вперед переговоры по консорциуму - Киеву необходимо получить политическую поддержку России и за счет этого улучшить отношения с западными странами-потенциальными участниками проекта. Однако это палка о двух концах. У президента Кучмы может быть и своя логика: чем дольше будут вестись переговоры, тем дольше Россия будет в нем заинтересована, а значит, тем дольше будет его поддерживать. Если же главный аргумент Москвы - политическая поддержка, то как только потребность в ней отпадет (например, с избранием нового президента), отпадет необходимость и продолжать игру в консорциум.

Если Россия рассчитывает всерьез взаимодействовать с Украиной по вопросам ГТС, то она должна выработать четкую позицию и объяснить украинской стороне все выгоды консорциума. Во-первых, он позволит навести порядок в сфере транзита газа и распределения финансовых потоков. Украинская газотранспортная система потенциально - высокодоходное предприятие. Однако деньги, которые она зарабатывает, расходуются неэффективно и зачастую отнюдь не на поддержание социальной сферы. Привлечение внешнего менеджмента (как российского, так и западного) позволит разгрести завалы и наверняка снимет большинство вопросов относительно "социальных" потерь Украины.

Во-вторых, главный актив "Газпрома", за который должны украинцы заплатить долей в управлении "трубой" - это не инвестиционные ресурсы, а гарантии увеличения объемов прокачки газа через ГТС. При наличии таких гарантий со стороны России найти ресурсы для модернизации системы не составит проблем. И совсем не обязательно за счет включения потенциальных инвесторов в число совладельцев "трубы": деньги можно привлечь и на рынке внешних заимствований. Когда же в сфере транзита газа будет наведен порядок, не исключено, что собственных ресурсов украинской ГТС хватит на проведение работ по ее реконструкции.

В-третьих, консорциум гарантирует размещение большей части заказов на оборудование для ГТС на украинских предприятиях. И здесь открывается широчайшее поле для взаимодействия российского и украинского бизнеса. Представители последнего уже заявили о своем желании кооперироваться с российскими коллегами в сфере производства труб и оборудования для ГТС. Не может не заинтересовать украинских предпринимателей возможность поучаствовать в реконструкции российской ГТС и в проектах по добыче газа на территории РФ. Все это прочно привяжет крупнейшие украинские бизнес-группы к интересам России и сделает их кровно заинтересованными в реализации совместных газовых программ.