Россия уже давно объявила Закаева в розыск по каналам Интерпола, но бельгийские власти в нарушение международных соглашений выдали эмиссару Масхадова шенгенскую визу, благодаря которой он и смог прилететь в Данию на так называемый Всемирный конгресс чеченского народа, который прошел в Копенгагене 28-29 октября. Дата его проведения должна была совпасть не с днем траура по погибшим в Театральном центре на Дубровке заложникам, а c самим терактом. Как заявил помощник президента России Сергей Ястржембский, "стиль масхадовской политики - использовать любой международный повод для обсуждения чеченской проблематики и привлечения внимания к своей особе. Наше глубокое убеждение состоит в том, что происходившее в Москве было связано с планами организаторов чеченской конференции". В ответ на отказ датских властей воспрепятствовать ее проведению (примечательно, что Турция отказалась проводить эту конференцию на своей территории) российский МИД заявил об отмене официального визита Владимира Путина в эту страну, запланированного на 11-12 ноября, и поставил вопрос о невозможности проведения саммита Россия-ЕС в Копенгагене.
Генпрокуратура через Интерпол немедленно направила в Данию список из семидесяти фамилий чеченцев, объявленных Россией в международный розыск, и потребовала задержать и экстрадировать Ахмеда Закаева в Россию. Как говорится в этом заявлении, его обвиняют в участии в вооруженном мятеже, организации незаконных вооруженных формирований и участии в них, а также в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По данным российских спецслужб, в период с 1996-го по 1999 год Закаев командовал исламским батальоном "Джамаат", состоявшим из ста боевиков, которые, будучи частью подразделения чеченского полевого командира Гелаева, нападали на блокпосты федеральных сил и совершали бандитские рейды в Чечне и Дагестане.
В результате мощной дипломатической атаки российских властей, обвинивших правительство Андерса Фог Расмуссена чуть ли не в потворстве террористам, датские власти впервые в своей новейшей истории столкнулись с настоящим внешнеполитическим кризисом и пошли на попятную. Ахмед Закаев был арестован и помещен в следственную тюрьму Копенгагена до 12 ноября. В течение 13 дней должно быть принято решение о его экстрадиции в Россию. Одним из ее условий датчане выдвинули неприменение к чеченскому эмиссару смертной казни.