Бойня толстых кошельков

За "Славнефть" поборются все крупнейшие российские нефтяные компании. Жесткость конкуренции вкупе с открытым способом продажи может привести к тому, что стартовая цена повысится вдвое. Участники аукциона уже поигрывают финансовыми мускулами и пытаются "срезать" конкурентов

Событию, которое произойдет 18 декабря 2002 года, место в анналах новейшей истории российской экономики. В этот день будет продан контрольный пакет акций компании "Славнефть". Продажа обещает стать грандиозным событием. Ведь реализуется крупнейший приватизационный проект: стартовая цена аукциона - 1,7 млрд долларов, а цена сделки скорее всего превысит 2 млрд, что и по мировым меркам довольно внушительная сумма. Да и продаваться будет не просто компания, а один из крупнейших российских промышленных активов - в рейтинге "Эксперт-200" по объему выручки "Славнефть" на 12-м месте. Из активов такого масштаба неприватизированными остались разве что естественные монополисты, и в следующий раз госбюджету получить такую сумму удастся лишь при распродаже РАО "ЕЭС России" или "Газпрома".

Уникальность ситуации предопределила накал борьбы потенциальных претендентов на покупку "Славнефти". В схватку за "Славнефть" уже включились четыре крупнейшие российские частные компании с общим годовым оборотом около 3О млрд долларов: "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", ТНК и "Сибнефть". Не исключено, что к ним присоединится и ЮКОС. А само объявление об открытой продаже привело к тому, что российские толстосумы проявили невиданную прыть в сборе средств и конкурентной борьбе за "Славнефть".

Черный день нефтяника

Первым делом нефтяники, а именно они крупнейшие и богатейшие российские инвесторы, дабы сбить цену, постарались утянуть приватизацию "Славнефти" в чиновничью пучину. Но договориться друг с другом не сумели. А чиновники, хоть на них и давят "питерские", "московские" и прочие олигархические тусовки, решили, видно, в преддверии выборов и крупных выплат по внешним долгам в 2003 году играть в пользу государства. Вот и схему приватизации "Славнефти" придумали такую, чтобы не было даже малейшей возможности закулисно продать компанию, значит, хотят "выжать" из ее приватизации по максимуму.

Сам аукцион сделают предельно прозрачным: прямая трансляция по телевидению, аукционист, участники, поднимающие таблички. Торги начнутся с рекордной суммы в 1,7 млрд долларов. Почти столько же было получено от крупнейшей приватизационной сделки - продажи "Связьинвеста", а сумму залогового аукциона по ЮКОСу она превышает в пять раз. 18 декабря станет черным днем для многих нефтяников. Только залог каждому участнику обойдется в 15 млн долларов, а с каждым взмахом руки карманы участников аукциона будут худеть на 20 млн долларов.

По умеренным прогнозам аналитиков рынка, за "Славнефть" будет выложено 2-3 млрд долларов. Не слишком ли много за одну компанию? Давайте считать. У наших бизнесменов есть такое простенькое правило при расчете стоимости сделок с российскими активами: стоимость бизнеса не должна превышать ее пятилетней чистой прибыли. В 2001 году прибыль "Славнефти" составила 191 млн долларов, однако этот год не показателен, ведь тогда компания фактически управлялась "Сибнефтью", которая была, естественно, заинтересована в минимизации прибыли ведомой компании. В предыдущие годы чистая прибыль "Славнефти" доходила до 680 млн долларов. Выходит, что "Славнефть" вполне может стоить: 5 * 680 млн = 3,4 млрд долларов.

Зайдем с другой стороны. Для каждой "раскрученной" нефтяной компании можно посчитать коэффициент удельной капитализации компании - это отношение капитализации компании к количеству добываемой ей нефти. Исходя из этих коэффициентов, можно прикинуть будущую стоимость "Славнефти". Из таблицы 2 видно, что покупатели "Славнефти" могут рассчитывать на то, что в перспективе компания будет стоить от 3 до 5,7 млрд долларов. Так что продажа "Славнефти" за 3 млрд и с этой точки зрения не кажется фантастической.

"Славнефть" хотят все

Помимо чисто финансовой отдачи от вложения временно свободных средств покупка "Славнефти" для нефтяной компании - победителя аукциона будет иметь синергетический эффект.

"ЛУКойлу", например, только покупка "Славнефти" позволит сохранить лидерство в отрасли. Есть еще один резон: нефтяные поля крупнейшего подразделения "Славнефти" - "Мегионнефтегаза" граничат с месторождениями "Лангепаснефтегаза" - одного из основных добывающих предприятий "ЛУКойла", так что объединение и совместная эксплуатация этих активов даст огромную экономию. Чтобы победить на аукционе, "ЛУКойл" уже сейчас готов привлечь 2,5-3 млрд долларов.

ЮКОС пока не проявлял своего интереса к аукциону, однако очевидно, что он есть. Приобретя "Славнефть", ЮКОС станет безоговорочным лидером отрасли, догнать его не сможет уже никто. Может для компании оказаться важным и то, что "Славнефти" принадлежит несколько нефтяных месторождений в Красноярском крае. Такие как Куюмбинское и Терско-Камовское входят в Юрубчено-Тохомскую зону, а как раз над ее освоением ЮКОС сейчас напряженно трудится. У ЮКОСа около 3,9 млрд долларов свободных средств.

"Сургутнефтегаз" не скрывает своего интереса к покупке "Славнефти". За счет этого он сможет по объему добычи догнать лидеров - "ЛУКойл" и ЮКОС. К тому же "Сургутнефтегаз" - давний стратегический партнер белорусских нефтепереработчиков, поставляет в эту республику до 75% потребляемой ею нефти. Естественно, что ему хочется еще больше укрепить свои позиции в Белоруссии. Свободных денег у "Сургута" больше, чем у всех его конкурентов, - 4,2 млрд долларов.

Руководство Тюменской нефтяной компании (ТНК) не раз упоминало о своем интересе к принадлежащему "Славнефти" Мегионскому нефтяному месторождению (Ханты-Мансийский округ), граничащему с их Самотлором. Для ТНК включение в свой состав добывающих производственных объектов в этом регионе - проблема первоочередная, ведь Самотлор "стареет" и требует значительных финансовых вливаний. У самой компании, правда, не так много средств для участия в аукционе (по нашим оценкам, 0,4-1 млрд долларов), но ей могут помочь ее акционеры. Ходят слухи, что ради "Славнефти" акционеры ТНК готовы даже пожертвовать СУАЛом - продать часть, а то и все его активы "Русскому алюминию".

"Сибнефть", самая маленькая из крупных нефтяных компаний, больше всех заинтересована в покупке "Славнефти". Однако ей, похоже, в одиночку не справиться. Она попыталась было "поклянчить" денег у ЮКОСа, но тот отказал. Хотя для "Сибнефти" еще не все потеряно: она может либо организовать пул с ТНК, либо выступить самостоятельно, но с участием капиталов своих акционеров - эмигрантов Бориса Березовского и Михаила Черного. В обоих случаях "Сибнефть" способна подтянуть к аукциону до 3 млрд долларов.

Пауки в банке

Чересчур жесткая конкуренция приводит к интригам. А российскую бизнес-элиту интриговать учить не надо. Первой пострадала "Сибнефть". Накануне объявления условий аукциона компания зарегистрировала "дочку" с капиталом в 1,7 млрд. Тогда стартовая цена аукциона заявлялась в 1,3 млрд долларов. И вдруг, сразу после регистрации сибнефтевской "дочки", ее увеличили на 400 млн долларов. Похоже, конкуренты попытались отсечь "Сибнефть" еще на подступах к аукциону.

Не менее "красивым" путем пошли и акционеры ТНК. Пытаясь сбить ажиотаж вокруг "Славнефти", они подробно рассказали общественности, как из "Славнефти" был выведен один из ее добывающих активов - "Варьеганнефть".

Некоторые аналитики уже предупреждают, что покупателей "Славнефти" ждут большие траты - 500-600 млн долларов - на борьбу с "гринмейлом" ее миноритарных акционеров (то есть "Сибнефти" и ТНК).

Появились сообщения и инвесткомпаний, дескать, инвесторы вряд ли воспримут с одушевлением огромные траты "ЛУКойла" или "Сургутнефтегаза" на участие в аукционе. Так, инвесткомпания АВК огласила результаты собственного исследования, и там планы "ЛУКойла" по участию в покупке "Славнефти" оцениваются негативно, так как на текущий момент чистый долг компании Вагита Алекперова составляет 2,04 млрд долларов, а участие в аукционе не позволит эффективно финансировать уже существующие инвестпроекты.

И это только начало. За оставшиеся до аукциона три недели нефтяные толстосумы еще попортят друг другу крови, а заодно надолго обеспечат публику материалами для серьезных и юмористических изысканий.