Связь так и не наладили

Русский бизнес
Москва, 23.12.2002
«Эксперт» №48 (354)
Увлекшись межведомственными разборками, разработчики новой редакции закона "О связи" забыли об операторах и технологиях.

На минувшей неделе завершился прием поправок в новую редакцию закона "О связи". Закон в предыдущей редакции, принятый в 1995 году, был недостаточно конкретен и отражал состояние отрасли в эпоху приватизации. Нынешняя же редакция по сути абсолютно новый правовой акт, призванный регулировать уже настоящий свободный рынок. Закон создавался в течение двух лет, прошел первое чтение в ноябре, но до сих пор остается яблоком раздора между связистами, различными ведомствами, депутатами обеих палат и политиками "с самого верха". Количество поправок к новой редакции закона, внесенных депутатами, уже достигло восьмисот.

Однако столь бурная законотворческая активность зачастую вызвана вовсе не радением о развитии отечественных телекоммуникаций (например, настаивая на запрете повременной оплаты телефонных переговоров, многие депутаты просто-напросто "соответствуют" имиджу борца за права народа). МАП и Минэкономики пытаются оттянуть часть телекоммуникационного пирога от Минсвязи. В этом им помогает РСПП, который настаивает на выводе из компетенции Минсвязи функций лицензирования, распределения частот и надзора за связью. Некоторым же чиновникам закон очень нравится - они нашли в новой редакции еще один ручеек платежей, которые можно будет получать с операторов. Несмотря на существенные противоречия между заинтересованными ведомствами и группами, второе чтение, судя по слухам из Госдумы, может пройти еще до Нового года. А после этого значимые поправки в закон внести будет практически нереально.

Участникам же рынка (мнение которых почти не принимается в расчет) только и остается надеяться на эти противоречия. Между тем новая редакция закона может очень сильно повлиять на бизнес. Ведь все нововведения направлены, по существу, на регулирование финансовых отношений между операторами и финансовых отношений операторов с органами исполнительной власти.

Куда денежки нести

Минсвязи, основной автор нового документа, позиционировало его как закон прямого действия. Действительно, в статьях четко зафиксирован, например, лицензионный сбор (1000 рублей), плата за дополнение к лицензии (100 рублей) и т. д. Между тем существенно более значительные платежи остались "непрописанными". Решения о них спущены ниже - на уровень (будущих) постановлений правительства. Это и пугает связистов.

Массу разночтений вызывает новое в России понятие "универсальная услуга". Под этим термином (неудачная калька с американского universal services) на самом деле понимаются общедоступные услуги связи ("оказание которых любому пользователю на территории РФ в заданный срок с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания"). Намерения разработчиков закона понятны: универсальную услугу должен получить житель каждой глухой деревни. Но по своей воле вести туда телефонную линию никто не будет: невыгодно. Поэтому Минсвязи решило вопрос волевым способом - собрать деньги со всех операторов, а из этих средств потом компенсировать убытки той компании, к

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (354) 23 декабря 2002
    Приватизация "славнефти"
    Содержание:
    Одно разочарование

    На аукционе по продаже госкомпании "Славнефть" не было реальной конкуренции, что не позволило ни определить справедливую цену российской нефтянки, ни пополнить бюджет тремя миллиардами долларов

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама