Медиарынок готов к концентрации

10 марта 2003, 00:00

На прошлой неделе на медийном рынке произошло два крупных приобретения - медиахолдинг "Проф-медиа" купил 35% акций ИД Independent Media (IM), а Внешторгбанк приобрел за 40 млн долларов полиграфический комплекс "Алмаз-пресс". Оба события говорят о том, что расклад сил на рынке прессы в ближайший год заметно изменится.

В результате первой сделки крупный газетный игрок "Проф-медиа", являющийся дочерней структурой "Интерроса" и владеющий в числе прочих активов контрольными пакетами акций "Комсомольской правды", "Известий", "Советского спорта", "Экспресс-газеты", заключает союз с серьезным журнальным игроком (IM издает Cosmopolitan, Harper`s Bazaar, "Домашний очаг", Men`s Health, FHM, а также газеты "Ведомости" и The Moscow Times). В сумме обе компании контролируют около 20% рекламного рынка прессы.

Сумма сделки между "Проф-медиа" и IM не разглашается. Однако, если исходить из нашей оценки капитализации IM в 100 млн долларов, сделка могла "потянуть" на 35 млн долларов. Для "Проф-медиа" эта покупка - прежде всего инвестиция в рост капитализации компании, и она совершенно логично встраивается в планы выхода "Проф-медиа" на российский фондовый рынок в 2004 году и на международный в 2005 году.

Впрочем, логика развития рынка и сама возможность формирования на базе "Проф-медиа" и IM самого мощного в России холдинга на рынке прессы может привести к тому, что "Проф-медиа" будет весьма плотно участвовать в управлении IM, а в будущем дело может дойти и до полного объединения компаний. В пользу такого хода событий говорит и тот факт, что уже сейчас "Проф-медиа" получает места в совете директоров IM, тогда как прежние совладельцы IM - голландская VNU и швейцарская Menatep SA - их не имели.

Вторая сделка - приобретение Внешторгбанком крупнейшего в России полиграфического комплекса "Алмаз-пресс" (печатающего, например, большинство журналов IM) - также важна для медиарынка. Скорее всего, Внешторгбанк покупает этот актив в расчете на его перепродажу, и тот, кто его купит, станет серьезным игроком рынка. Естественное предположение, что этим потенциальным покупателем может оказаться тот же холдинг "Проф-медиа", не подтвердилось. Как заявил "Эксперту" гендиректор "Проф-медиа" Вадим Горяинов, планы покупки типографии "Алмаз-пресс" в холдинге не рассматриваются.