Оттепель

Олег Замулин
7 апреля 2003, 00:00

Хотя административные препоны и сохраняются, малый бизнес считает более серьезной проблемой конкуренцию, а не госрегулирование

Бюрократическая нагрузка, которую испытывает в России малый бизнес, все еще далека от тех параметров, заложенных Минэкономразвития в законах о дебюрократизации. И тем не менее ситуация улучшилась, особенно в сфере инспекций и лицензирования, где начали действовать новые законы. Таковы основные результаты масштабного целевого обследования, проведенного в два раунда весной и осенью 2002 года Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) по административным барьерам на пути развития малого бизнеса.

С 2001-го по 2002 год среднее число проверок всех видов на одном предприятии сократилось на 26%. И все же многие предприятия по-прежнему сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Это - прямое нарушение нового закона, в котором ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года. Кроме того, значительная часть штрафов, налагаемых на предприятия в ходе проверок, не основана на официальной шкале.

Уменьшилось на 42% число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь среднего бизнесмена. Однако 80% всех лицензий обходятся дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий и разрешений, находящихся на руках фирм, выданы на срок меньший, чем предписанные законом пять лет. Предприниматели вынуждены получать не только лицензии, но и многочисленные разрешения на ведение своего бизнеса, а их легитимность не ясна. Согласно новому закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в законе лицензий. Тем не менее распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или просто разрешения на какой-то вид деятельности от пожарных и санэпиднадзора. Так что до реальной уведомительной системы ведения бизнеса нам еще далеко.

Хочется особо отметить позитивный факт - во втором раунде опросов респонденты ответили, что конкуренция является для них более серьезной проблемой, чем госрегулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприятия назвали конкуренцию важной проблемой, во многих странах Центральной и Восточной Европы эта проблема была одной из самых серьезных еще в начале 90-х годов. Но само внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится более рыночной, то есть предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников.

Однако лучше стало не везде. Опрос проводился в достаточном количестве регионов и муниципалитетов, чтобы можно было делать выводы о том, какие факторы определяют это улучшение. Первый важный вывод - исполнение федеральных законов по дерегулированию на местах сильно зависит от сложившейся системы бюджетных отношений между регионом и муниципалитетами. Если местные власти материально заинтересованы в развитии малого бизнеса на своей территории, поскольку их бюджетные доходы в основном зависят не от поступлений из регионального бюджета, а от местной налоговой базы, то налицо более значительные успехи в снижении издержек от лицензирования и инспекций. Если увеличение сбора местных налогов сопровождается эквивалентным сокращением трансфертов из региона, то такой муниципалитет не заинтересован в развитии бизнеса на своей территории, и все законы, как бы хороши они ни были, не будут иметь эффекта.

Второй важный вывод - присутствие в регионе крупных фирм замедляет прогресс в сфере лицензирования, но ускоряет его в области инспекций. Другими словами, препятствия к входу на рынок устраняются сравнительно медленно, а бремя регулирования облегчается для существующих предприятий сравнительно быстро. Это свидетельствует о том, что крупные фирмы в моногородах не заинтересованы в появлении новых фирм - они не хотят терять своих сотрудников, не хотят конкурировать на рынке труда. А те малые предприятия, которые все-таки появляются, имеют хорошие отношения с местными властями или с самими крупными фирмами, поэтому инспектора их донимают меньше. Эту проблему, к сожалению, не решить без увеличения мобильности населения: люди должны иметь возможность уезжать из таких городов в поисках лучшей работы.

Третий важный вывод - высокая степень изначального присутствия малого бизнеса в регионе ускоряет прогресс в дальнейшем. Это свидетельствует о важности лоббирования реформ со стороны малого бизнеса. Спасение утопающих остается во многом делом рук самих утопающих, и сами малые фирмы должны активно участвовать в политической борьбе за свои права. Это чрезвычайно важная часть построения гражданского общества, и здесь нужна поддержка со стороны федеральных общественных организаций или политических партий.