В областном бюджете не было средств на погашение долга, и решение проблемы удалось найти незадолго до окончания отведенного срока. Реальная угроза дефолта по нижегородским еврооблигациям заставила Минфин РФ поддержать ранее отвергнутое предложение регионального правительства о рефинансировании обязательств за счет внутренних заимствований. Для проведения апрельского платежа Нижегородская область получила беспроцентную федеральную ссуду на 200 млн рублей и привлекла кредит Сбербанка на беспрецедентно выгодных условиях - под 13,5% годовых со сроком погашения в конце 2006 года.
Еврозаем на 100 млн долларов администрация Нижегородской области разместила в октябре 1997 года сроком на пять лет под 8,75% годовых. В декабре 1999 года по соглашению с держателями еврооблигаций заем был реструктурирован с отсрочкой погашения. Сегодня общая сумма задолженности Нижегородской области по еврооблигациям составляет 135,04 млн долларов (119,4 млн долларов - основной долг и 15,64 млн - проценты). Погашение основного долга должно пройти пятью равными траншами до 3 апреля 2005 года. По условиям соглашения с кредиторами, в 2003 году областное правительство должно выплатить в полном объеме купон в размере 320 млн рублей и 1,623 млрд рублей основной суммы капитализированного долга. В первом квартале текущего года сумма платежа составляет 929,3 млн рублей. Региональный бюджет в 2003 году в состоянии направить на погашение долга по еврозайму только треть необходимой суммы, причем не двумя, а четырьмя траншами ежеквартально.
В ходе предыдущих переговоров Минфин настаивал на том, чтобы область нашла собственные источники погашения долга, и поэтому отказал региону в выделении долгосрочной бюджетной ссуды, а также в предоставлении гарантий по кредиту, который область пыталась взять в Сбербанке. Попытка регионального минфина разместить внутренний облигационный заем в размере 2,5 млрд рублей также оказалась неудачной, поскольку потенциальные андеррайтеры потребовали 30% годовых по облигациям Нижегородской области и не гарантировали при этом организацию стопроцентного размещения длинных бумаг с неясными гарантиями погашения. А непрогнозируемый вариант - "разместить, сколько получится" - не устраивал уже минфин области.
Принятая в последний момент схема реструктурирования долга по еврозайму является наиболее приемлемой для области, считает министр финансов регионального правительства Вадим Соболев. Она предусматривает увеличение сроков заимствований и поэтапный перевод внешних валютных заимствований во внутренние рублевые за счет долгосрочных банковских кредитов. Для этого, по словам Вадима Соболева, ведутся переговоры со Сбербанком РФ о программе кредитования правительства Нижегородской области на всю сумму, необходимую для погашения задолженности по еврозайму и процентов по нему. Согласно этой программе, область до 2006 года будет выплачивать лишь проценты по банковским кредитам, которые, по предварительным расчетам, составят не более 5% бюджета. А с 2006-го по 2009 год начнется погашение основной суммы внутренних кредитов.