Границы сотового роста

Елена Рыцарева
26 мая 2003, 00:00

Снижающаяся доходность и сокращающийся региональный ресурс обострят конкурентную борьбу на российском рынке мобильной связи

Крупнейший сотовый оператор России и Восточной Европы "Мобильные телеcистемы" (МТС) на минувшей неделе объявил долгожданные итоги 2002 года. Теперь у экспертов рынка появилась возможность сравнить результаты с занимающими второе и третье места "Вымпелкомом" и "Мегафоном", которые в бухгалтерских подсчетах оказались шустрее. Все три компании сумели в 2002 году и увеличить свою рыночную долю, и еще больше прижать региональных операторов. Консолидация продолжится и в этом году. Но расти "большой тройке" все труднее.

Стабильность или стагнация

Сложности с внутрироссийским ростом в первую очередь испытывает лидер - МТС. Только на первый взгляд положение компании хорошо, как никогда. Она сейчас обслуживает более 10 млн абонентов, из них 8 млн 540 тыс. - в России. У нее в 2002 году рекордно высокая выручка - 1,36 млрд долларов (рост 52,5% по сравнению с 2001 годом). У "Вымплекома" почти в два раза меньше - 768 млн долларов, у "Мегафона" меньше почти в три раза - 409 млн. Чистая прибыль МТС - 277,1 млн долларов (рост 34%), тоже в два с небольшим раза выше, чем у ближайшего конкурента.

Но в динамике МТС выглядит намного слабее конкурентов. Темпы роста выручки, EBITDA (операционный доход до вычета износа основных средств и амортизации - любимый показатель инвесторов, характеризующий чистые денежные потоки компании) и чистой прибыли у "Вымпелкома" намного выше, чем у МТС. Обгоняет ее по части показателей и "Мегафон". Многие считают, что МТС первой из сотовых компаний может резко замедлить рост в России. И произойдет это через год с небольшим. Самый большой рынок - московский - близок к насыщению. Уже сейчас все лицензионные зоны МТС освоены, а процесс получения лицензий на новые регионы идет с трудом. Стратегия региональной экспансии МТС, заключающаяся в приобретении сильных местных операторов, тоже почти себя исчерпала (в прошлом году на это МТС потратила 143 млн долларов). Скоро просто станет некого покупать.

В условиях стремительного насыщения рынка (за 2002 год число абонентов сотовой связи России увеличилось с 8 млн до 18 млн) и обострения конкуренции растет и такой неприятный показатель, как отток абонентов. У МТС по итогам года он составил рекордные 34% (у "Вымпелкома" - 30,8%). Вновь прибывшие клиенты мало лояльны своим компаниям. Первый вице-президент МТС Михаил Сусов обещал бороться с оттоком в первую очередь "с помощью эмоций", то есть попытаться усилить у абонентов положительное восприятие компании. Понижение тарифов дает уже слишком малый эффект.

В МТС, судя по всему, отлично видят этот предел роста и выходят за границы России. В июне прошлого года компания запустила сеть в Белоруссии, а в ноябре заключила соглашение о приобретении контрольного пакета сотового оператора "Украинская мобильная связь". И если изначально МТС планировала инвестировать в этом году на Украине около 100 млн долларов, то на днях президент МТС Михаил Смирнов объявил новые цифры - 170-190 млн долларов. Кроме того, как не раз заявлял г-н Смирнов, компания активно изучает возможность покупки операторов стран СНГ.

Марш-бросок по регионам

"Вымпелкому" и "Мегафону" пока не до сопредельных государств. Их цель - построить национальную общероссийскую сеть. У "Мегафона", единственной компании, обладающей лицензией на все российские регионы, пока освоено лишь 40 субъектов РФ. На большее не хватает ни сил, ни денег. Ведь "Мегафон" и начал экспансию позднее конкурентов, и, в отличие от МТС и "Вымпелкома", не котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, а значит, ему труднее занимать "дешевые" деньги на международных рынках. До сих пор более половины доходов компании приносит рынок Санкт-Петербурга - исторической родины "Мегафона". У конкурентов же основной источник прибыли - несравнимо более богатая Москва. По данным ACM Consulting, на конец апреля 2003 года всего в столице и области было более 8 млн абонентов. Но "Мегафон" имеет на нем лишь 5% рынка, хотя работает здесь почти два года. Столица "не далась" питерской компании. Ее сеть по покрытию явно проигрывает конкурентам, а значит, придется инвестировать еще и еще.

У "Вымпелкома" положение выигрышнее, чем у "Мегафона". Большая доля его абонентов - в Москве, но и другие регионы достаточно быстро заполняются сотами столичной компании. "Вымпелкому" осталось лишь добыть лицензию на Дальний Восток и оккупировать его. Но в среднем абонент "Вымпелкома" приносит компании доходов меньше, чем клиенты конкурентов. И компания безуспешно борется со стремительным уменьшением средней выручки с абонента - ARPU: за прошлый год она упала на 33%, с 26 долларов в месяц до 18,3 доллара. В общем-то это общеотраслевая проблема. В России, как и во многих западноевропейских странах, средний абонент становится все менее доходным.

Между тем количественно рынок будет продолжать расти. В прошлом году прирост числа абонентов составил 125%. За первые четыре месяца 2003 года рынок вырос на 24%. По прогнозам ACM Consulting, к концу 2003 года в России будет 30 млн сотовых абонентов. Вкупе со снижающейся доходностью и исчерпанием регионального ресурса это приведет к еще большему обострению конкурентной борьбы.