Правительство Бразилии готовится пойти на непопулярные меры, чтобы отвести от страны угрозу очередного финансового кризиса. "Левый" по своим убеждениям президент Лула да Силва в период предвыборной борьбы грозил инвесторам отказом платить по внешним долгам, а после избрания вдруг начал действовать как типичный "правый" политик. Чтобы хоть как-то снизить остроту проблемы трехсотмиллиардного долга президент выдвинул план реформы налоговой и пенсионной систем. Планируется упростить систему налогообложения в стране и тем самым стимулировать экономическое развитие, а также сократить бюджетные расходы на 5,5% ВВП в течение ближайших пяти-десяти лет.
Основная цель этих реформ снизить госрасходы и тем самым повысить способность страны обслуживать внешнюю задолженность и привлечь иностранный капитал, который необходим для рефинансирования долга на приемлемых условиях. Если эту задачу решить не удастся, то страна практически обречена в ближайшие год-два вновь объявить дефолт по внешнему долгу и вновь пережить кризис сродни тем, что Бразилия пережила за последние пять лет (вызванная азиатским финансовым кризисом и российским дефолтом девальвация реала в начале 1999 года и преддефолтное состояние в середине 2002 года из-за кризиса в Аргентине и напряженной внутриполитической ситуации). Сегодня ситуация в Бразилии сравнительно стабильна, но фундаментальных изменений к лучшему в бразильской экономике не произошло.
Долговая удавка
Ключевая проблема экономики Бразилии - огромный внешний долг. Вот уже в течение восьми последних лет соотношение суммы долгов к ВВП неуклонно растет. И пока нет никаких оснований считать, что эта негативная тенденция прервется в нынешнем году. По расчетам независимых аналитиков, для этого правительству требуется обеспечить первичный профицит бюджета в размере 5,25% ВВП, а не 4,25%, как было запланировано. А без положительной динамики этого показателя бразильцам не приходится рассчитывать, что им удастся занимать на лучших условиях, чем сейчас. Изменить же условия займа и получать кредиты на приемлемых условиях стране критически важно, чтобы рефинансировать долговые обязательства.
Хуже того, по мнению независимых аналитиков, показатель общей задолженности к ВВП - 63% - занижен примерно на 10%. Объясняется это тем, что в официальной отчетности не отражаются некоторые виды долговых обязательств, так называемые скелетоны. На них приходится около трети прироста госдолга в течение 1994-2002 годов. И это не все. Рост скелетонов в течение шести ближайших лет может поднять реальное соотношение общего долга к ВВП еще на 6-10%.
Другая сложность для Бразилии состоит в том, что большая часть ее внешнего долга принадлежит частным компаниям, а не государству. Сложный график погашения корпоративных долгов актуализирует проблему доступа к средствам для рефинансирования. Старший сотрудник вашингтонского Института международной экономики (IIE) Моррис Гольдстейн полагает, что риск дефолта или реструктуризации долгов Бразилии хотя и снизился, но по-прежнему сохраняется на очень высоком уровне - 55-60%.
Чтобы избежать дефолта, нужно выполнить хотя бы одно из условий: либо существенно нарастить профицит во внешней торговле, либо обеспечить приемлемый приток внешнего капитала в страну. Однако реализация обоих сценариев, равно как и их суперпозиция, выглядит весьма проблематичной.
Сложный выбор
Существенный источник средств для выплат по долгу бразильское правительство видит в доходах от внешней торговли. В последние несколько лет доходы от экспорта неизменно превышают расходы на импортные товары и услуги. В I квартале текущего года во внешней торговле тоже был зафиксирован профицит - он составил 3,7 млрд долларов (в 3,7 раза больше, чем за тот же период 2002 года). Продолжает расти экспорт - этом году правительство намерено добиться увеличения экспортных поступлений до 64 млрд долларов (в прошлом было 60 млрд).
Однако этого совершенно недостаточно, чтобы справиться с обслуживанием внешнего долга. Дело в том, что Бразилия постоянно сталкивается с проблемой - большие выплаты по внешнему долгу вызывают хронический дефицит текущего платежного баланса, даже несмотря на профицит во внешней торговле. Так, по итогам последних двенадцати месяцев дефицит текущего платежного баланса составил 5,5 млрд долларов. Это самое низкое значение начиная с февраля 1995 года, но это все же дефицит - платежи по долгу по-прежнему существенно превышают доходы от внешней торговли.
Основная цель пенсионной и налоговой реформ, продвигаемых президентом Бразилии Лулой да Силвой, - убедить инвесторов вкладывать капитал в экономику страны
Хуже того, потенциал роста внешнеторгового профицита ограничен. Для его увеличения требуется поддерживать цены на товары ниже, чем у стран-конкурентов, что в условиях крепнущего реала (с начала года реал подорожал на 22%) и высокой ставки по кредиту Банка Бразилии (26,5% годовых - самый высокий уровень за последние четыре года) становится все более проблематичным. В реальном же секторе экономики стоимость кредита еще выше. Так, по данным бразильского ЦБ, средние компании платят по кредитам свыше 60% в год. Для частных лиц процентная ставка еще выше - 220% годовых. Очевидно, что при столь высоких ставках и крепнущем реале рассчитывать на существенное увеличение экспортных поступлений не приходится.
Есть проблемы и с рынками сбыта. Около 50% экспортных поставок Бразилии приходится на Европу и США, еще около 25% на страны Латинской Америки. В связи со слабыми темпами роста в текущем году существенно нарастить экспортные поставки в этих регионах будет проблематично. По прогнозу Economist Intelligence Unit, в 2004 году дефицит счета текущих операций снова вырастет благодаря усилению давления со стороны импорта и замедлению темпов роста экспорта из-за укрепления реала. Так что ставка на экспорт вряд ли приведет к существенному прорыву в решении долгового вопроса.
Осторожные инвесторы
И правительству Бразилии в экономической политике приходится делать основной упор на привлечение иностранного капитала. Именно поэтому президент Лула, придя к власти, дезавуировал свои предыдущие высказывания о возможном объявлении дефолта. Теперь он утверждает, что Бразилия будет платить по долгам. И предлагает реформы, которые помогут решить этот вопрос. Кроме того, президент стал налаживать связи с международным финансовым сообществом. В рамках договоренностей с МВФ, который в августе выделил 30 млрд долларов кредитов для поддержки тонущей бразильской экономики, правительство Лулы взяло на себя обязательство обеспечить профицит бюджета на уровне 4,25% ВВП, что повышает возможности страны рассчитаться по долгам. Ожидается, что по итогам 2003 года ВВП Бразилии вырастет всего на 1,5-2%.
В результате отношение международного финансового сообщества к Бразилии изменилось в лучшую сторону. "Текущая экономическая ситуация в Бразилии весьма благоприятна. Страна, которая пребывала на грани финансового краха еще в прошлом году, сумела переломить негативные тенденции в экономике благодаря консервативной политике нового правительства и предложениям о реформе в налоговой и пенсионной системах", - сказал "Эксперту" аналитик Deutsche Bank Research в Сан-Паулу Хосе Карлос де Фариа. Капитал начал возвращаться в Бразилию.
Однако к настоящему моменту потенциал роста бразильских финансовых рынков уже заметно исчерпан, что сужает возможности привлекать капитал в страну. Так, гособлигации со сроком погашения в 2014 году с октября прошлого года поднялись в цене более чем на 40%. Последний раз их стоимость была на сегодняшнем уровне в 1997 году, после того как правительство проанонсировало продажу государственных телекоммуникационных компаний частным инвесторам. На сегодня их доходность всего лишь на 6% больше, чем для бумаг с таким же сроком погашения, выпущенных минфином США.
Снижается привлекательность бразильских ценных бумаг и из-за сохраняющегося риска дефолта. Косвенно об этом свидетельствует позиция ряда американских банков, которые до кризиса были одними из самых активных на рынке Бразилии. Так, Bank of America пока воздерживается от кредитования крупнейшей латиноамериканской экономики. Его позицию разделяет и банк FleetBoston, еще недавно один из крупнейших кредиторов Бразилии, - вот уже пятый квартал подряд, несмотря на стабилизацию бразильской экономики, он урезает объем кредитов, выдаваемых в Бразилии.
Чтобы привлечь в страну иностранный капитал, министр финансов Антонио Палоцци в середине апреля целую неделю вел переговоры с представителями финансовых кругов США, убеждая их возобновить инвестиции. Уговоры потенциальных американских инвесторов дали лишь частичные результаты. Например, Citigroup все-таки решилась расширить свой бизнес в Бразилии. Правда, выдавать кредиты бразильцам американские банкиры согласны лишь под 329% годовых.
Не добившись весомых успехов в переговорах о привлечении инвестиций в страну, власти Бразилии вышли на международный рынок госзаймов. Опасаясь провала, они очень долго и тщательно зондировали почву, выясняя, насколько выгодными будут условия размещения нового пакета гособлигаций. И решение размещать было принято только после визита в Бразилию министра финансов США Джона Сноу, в ходе которого удалось договориться о совместном плане действий в случае дефолта по гособлигациям. Эта договоренность распространяется на последний выпуск госбумаг (облигации были выпущены в апреле), что позволит правительству значительно быстрее добиться договоренности о реструктуризации долгов, чем это было до заключения соглашения с США, по крайней мере с 85% кредиторов.
Только после этого правительство Бразилии решилось на размещение пятилетних гособлигаций на сумму 1 млрд долларов (первое за последний год). Бразильские финансовые власти признали размещение успешным. Однако весьма показательно, что доходность по гособлигациям Бразилии, размещенным в апреле текущего года, была выше, чем для аналогичных долговых инструментов (с тем же сроком погашения), выпущенных такими экономически слаборазвитыми странами, как Колумбия и Эквадор.
Реформы для инвесторов
Чтобы убедить инвесторов, что Бразилия способна расплатиться по долгам, Лула выдвинул план реформ пенсионной и налоговой систем, который поступил в конгресс (нижняя палата парламента) в конце апреля. Согласно новым инициативам президента, разрозненные налоги в разных штатах Бразилии должны быть заменены единым налогом на добавленную стоимость. "Это должно повысить эффективность экономики", - полагает Хосе Фариа из Deutsche Bank Research. Однако, добавляет он, "не стоит переоценивать значение этой реформы".
Вторая инициатива Лулы имеет гораздо большее значение для сокращения расходов, висящих тяжелыми гирями на бюджете, -пенсионные расходы правительства составляют около 40% от всех расходов. Так, дефицит пенсионной системы в 2002 году был зафиксирован на уровне 5,5% ВВП. Устранить этот дефицит планируется двумя способами. Повысить возраст выхода людей на пенсию с 53 лет до 60 для мужчин и с 48 до 55 для женщин. Предлагается также ограничить верхний предел по выплатам пенсионерам. Ранее он равнялся примерно 6,3 тыс. долларов, теперь его собираются понизить примерно в восемь раз - до 800 долларов.
Однако, скорее всего, при утверждении и реализации намеченных реформ бразильское правительство столкнется с серьезной оппозицией. Как полагает Хосе Фариа, предложения по налоговой и пенсионной реформам будут приняты, но параметры реформ серьезно изменятся. В первую очередь это относится к пенсионной реформе. По данным издания O`Globo около 63% представителей нижней палаты парламента против ряда пунктов законодательных инициатив Лулы. Так, например, депутатов не устраивает снижение до 800 долларов верхнего потолка пенсионных выплат. Все это может нивелировать тот эффект, на который рассчитывает бразильское правительство. Многое будет зависеть и от того, в какие сроки будут реализованы новые инициативы Лулы. По мнению аналитиков, положительные результаты должны быть видны самое позднее в следующем году, иначе это грозит вылиться в очередной кризис.
Кризисы Бразилия переживала не единожды - и каждый раз стране доводилось испытывать рост недоверия международных инвесторов к перспективам ее экономики, обвал финансовых рынков и серьезную внутреннюю нестабильность. Так что решение столь важной задачи - восстановить приемлемые темпы роста бразильской экономики (в среднем за последние пять лет темпы роста составили всего лишь 1,6%) - сильно зависит от того, удастся ли в достаточной мере привлечь иностранцев к инвестированию в страну. Это в свою очередь будет во многом определяться успехом реформ. Наконец, есть большие сомнения, что властям Бразилии удастся добиться профицита свыше 4% ВВП. Дело в том, что около 40% планируемых правительством сокращений расходов приходится на штаты, а их расходы контролировать гораздо сложнее, чем расходы центрального правительства. Не стоит забывать, что кризис 1999 года начался в Бразилии именно из-за отказа ряда штатов выполнять свои обязательства по отношению к федеральному правительству.