Самба для инвесторов

Международный бизнес
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
В своем экономическом развитии Бразилия делает ставку на реформирование пенсионной и налоговой систем. Однако перспективы страны по-прежнему безрадостны из-за огромного госдолга

Правительство Бразилии готовится пойти на непопулярные меры, чтобы отвести от страны угрозу очередного финансового кризиса. "Левый" по своим убеждениям президент Лула да Силва в период предвыборной борьбы грозил инвесторам отказом платить по внешним долгам, а после избрания вдруг начал действовать как типичный "правый" политик. Чтобы хоть как-то снизить остроту проблемы трехсотмиллиардного долга президент выдвинул план реформы налоговой и пенсионной систем. Планируется упростить систему налогообложения в стране и тем самым стимулировать экономическое развитие, а также сократить бюджетные расходы на 5,5% ВВП в течение ближайших пяти-десяти лет.

Основная цель этих реформ снизить госрасходы и тем самым повысить способность страны обслуживать внешнюю задолженность и привлечь иностранный капитал, который необходим для рефинансирования долга на приемлемых условиях. Если эту задачу решить не удастся, то страна практически обречена в ближайшие год-два вновь объявить дефолт по внешнему долгу и вновь пережить кризис сродни тем, что Бразилия пережила за последние пять лет (вызванная азиатским финансовым кризисом и российским дефолтом девальвация реала в начале 1999 года и преддефолтное состояние в середине 2002 года из-за кризиса в Аргентине и напряженной внутриполитической ситуации). Сегодня ситуация в Бразилии сравнительно стабильна, но фундаментальных изменений к лучшему в бразильской экономике не произошло.

Долговая удавка

Ключевая проблема экономики Бразилии - огромный внешний долг. Вот уже в течение восьми последних лет соотношение суммы долгов к ВВП неуклонно растет. И пока нет никаких оснований считать, что эта негативная тенденция прервется в нынешнем году. По расчетам независимых аналитиков, для этого правительству требуется обеспечить первичный профицит бюджета в размере 5,25% ВВП, а не 4,25%, как было запланировано. А без положительной динамики этого показателя бразильцам не приходится рассчитывать, что им удастся занимать на лучших условиях, чем сейчас. Изменить же условия займа и получать кредиты на приемлемых условиях стране критически важно, чтобы рефинансировать долговые обязательства.

Хуже того, по мнению независимых аналитиков, показатель общей задолженности к ВВП - 63% - занижен примерно на 10%. Объясняется это тем, что в официальной отчетности не отражаются некоторые виды долговых обязательств, так называемые скелетоны. На них приходится около трети прироста госдолга в течение 1994-2002 годов. И это не все. Рост скелетонов в течение шести ближайших лет может поднять реальное соотношение общего долга к ВВП еще на 6-10%.

Другая сложность для Бразилии состоит в том, что большая часть ее внешнего долга принадлежит частным компаниям, а не государству. Сложный график погашения корпоративных долгов актуализирует проблему доступа к средствам для рефинансирования. Старший сотрудник вашингтонского Института международной экономики (IIE) Моррис Гольдстейн полагает, что риск дефолта или реструктуризации долгов Бразилии хотя и снизился, но по-прежн

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама