Просто Находка

Спецвыпуск
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
По мнению вице-президента "Евразхолдинга" и председателя совета директоров Находкинского морского торгового порта Тимофея Хряпова, "для металлургов этот порт не только звено транспортной цепочки, это самостоятельный и высокоэффективный бизнес"

Несомненно, первым, кто должен был претендовать на ОАО "Находкинский морской торговый порт" (НМТП), был "Евразхолдинг". Комбинаты и угольные активы холдинга географически привязаны к Дальнему Востоку, через порты которого ежемесячно проходит 400-450 тыс. тонн экспорта черных металлов. В полный цикл - от добычи угля и руды до производства готового металла - логически вписалась транспортная схема. О портовом бизнесе "Эксперту" рассказывает Тимофей Хряпов.

- В прессе писали, что "Евразхолдинг" приобрел порт за десять миллионов долларов. Но для того, чтобы построить порт с нуля, нужно несколько сотен миллионов долларов.

- Я не буду называть сумму, за которую были куплены акции порта. Скажу так: мы приобрели бизнес, а не набор кранов, погрузчиков и складов. Если же говорить о строительстве нового порта, то оно, как правило, финансируется государством, потому что причалы - его собственность. НМТП является, по сути, большой стивидорной компанией, мы арендуем причалы, владеем техникой и складами, обладаем технологией переработки груза. Но главная наша ценность - кадры: в порту работает около двух тысяч четырехсот человек, из них семьсот - это докеры. В прошлом году мы проиндексировали заработную плату на тринадцать процентов, в этом - планируем на двенадцать. Средняя зарплата в порту в прошлом году составила девять тысяч шестьсот рублей в месяц, а у докеров - тринадцать тысяч. При этом мы исправно платим налоги, поддерживаем социальную сферу, помогаем ветеранам и детям. Поэтому разговоры о том, что мы купили дешево то, что было построено дорого, некорректны.

- Порт в прошлом году снизил объем перевалки грузов по сравнению с две тысячи первым годом почти на миллион тонн. С чем это связано?

- Действительно, в прошлом году мы приняли и отправили пять миллионов тонн различных грузов вместо шести миллионов тонн в две тысячи первом году. В первую очередь это связано с железнодорожными тарифами: два года назад в сентябре была отменена спецставка для меткомбинатов на дальневосточные порты - тариф повысился. Если взять доставку металла с уральских металлургических комбинатов, например, до Индии, то при практически одинаковой ставке фрахта от Новороссийска и Находки разница доставки груза до порта составляет свыше двадцати долларов на тонну в пользу Новороссийска. Неодинаковы ставки и в разных портах Дальнего Востока. При разнице в сто двадцать километров между Владивостоком и Находкой железнодорожный тариф из Новокузнецка до Владивостока меньше, чем до Находки, примерно на один и три десятых доллара на тонну стали. Также в прошлом году увеличилась спецставка из Казахстана, и, как следствие, сократились объемы груза с Карагандинского меткомбината.

Другой важный фактор - государственное регулирование ставок погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). Крупные порты, такие как Находка, находятся под контролем Министерства по антимонопольной политике и согласуют свои ставки ПРР. В то же время небольшие стивидорные компании, работающие на судоремонтных заводах и небольших при

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама