Двухходовка Boeing

Повестка дня
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
В московском офисе корпорации Boeing вице-премьер Борис Алешин и посол США в России Александр Вершбоу провели совещание с руководителями КБ и заводов по поводу их участия в совместном с Boeing проекте создания российского регионального самолета (RRJ).

Сказав пару дежурных фраз о необходимости международной кооперации, г-н Алешин сразу же передал слово главному докладчику - гендиректору фирмы Сухого Михаилу Погосяну. Г-н Погосян завил, что программа RRJ будет реализовываться в самой широкой международной кооперации при участии почти всех лидеров отечественного авиапрома. Так, Boeing поделится с "Сухим" технологиями проектирования, производства и продаж самолета, а также возьмет на себя труд по его сертификации в США. Авионику для RRJ будут делать Rockwell Collins (входит в Boeing), Thales и "Авиаприбор-Холдинг", двигатель - СП Snecma и НПО "Сатурн", а конструкторы фирм Ильюшина и Яковлева будут участвовать в проектировании авиалайнера. Производство самолетов предполагается наладить на Новосибирском авиазаводе уже в 2006 году, а с 2007 года новая машина должна поступить в продажу. Рынок региональных самолетов в мире оценивается в 100 млрд долларов на ближайшие двадцать лет. При этом "Сухой" надеется занять как минимум 10% этого рынка, то есть продать около 600 лайнеров. Общая стоимость программы 600 млн долларов. Чтобы выйти на минимальную окупаемость первого этапа проекта, "Сухому" необходимо получить твердые заказы на 40-60 самолетов уже в этом году. Михаил Погосян уверен, что ему это удастся сделать на авиасалоне в Ле Бурже в конце июня.

В ответном слове Александр Вершбоу зам етил, что реализация проекта RRJ поможет восстановить российский авиапром. "Но чтобы это произошло быстро, России нужно отменить пошлины на американские самолеты", считает американский посол, пока же "сотрудничество России и США в авиации напоминает улицу с односторонним движением". Борис Алешин на это ничего не ответил. Таким образом, осталось неясно, ставят США какие-то условия российским властям по участию Boeing в программе RRJ или нет. Впрочем, даже если не ставят, это еще не гарантирует проекту успех. Все его участники, кроме Boeing, бедны как церковные крысы. Но американцы сразу сказали, что финансировать проект не будут. Российский госбюджет выделит на RRJ только 6% от стоимости программы - около 36 млн долларов. Остальные средства Михаил Погосян собирается изыскать в своей компании и занять на стороне. Однако финансовое состояние АВПК "Сухой" далеко от идеала - фирма испытывает дефицит средств. Недавно "Сухой" взял ссуду во Внешторгбанке на 180 млн долларов под возврат НДС, уплаченного заводом КНаАПО по китайскому контракту, практически исчерпав кредитный лимит. Так что новый кредит банки "Сухому" в ближайшее время вряд ли дадут. Кроме того, "Сухой" реализует еще одну важную программу - создание истребителя пятого поколения, которая тоже плохо финансируется, в результате чего сроки появления нового истребителя постоянно переносятся.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама