В начале августа российский многопрофильный холдинг "Альфа-Эко", входящий в "Альфа-груп", объявил о планах приобретения бизнеса инвестиционной и консалтинговой компании LV Finance (см. "Процесс о 153 миллионах"). Главным активом LV Finance является компания "ЦТ-Мобайл", которой, в свою очередь, принадлежит пакет из 25,1% акций третьего по величине сотового оператора России ОАО "Мегафон", а одним из основных активов "Альфа-Эко" - блокирующий пакет второго по величине оператора сотовой связи России ОАО "Вымпелком".
Таким образом, если сделка состоится, в руках "Альфы" окажутся пакеты двух прямых конкурентов. Ситуация сама по себе беспрецедентная для российского рынка связи. Но не сей факт больше всего поразил. Трудно поверить, но сделка готовилась не только без ведома других акционеров "Мегафона" - шведско-финской компании TeliaSonera и питерского холдинга "Телекоминвест", но и министра связи и информатизации Леонида Реймана.
Выпад "Альфы" против г-на Реймана и питерских связистов не должен был остаться без ответа. Всю минувшую неделю рынок ожидал его, но так и не дождался. Официальное заявление от имени TeliaSonera, "Телекоминвеста" и двух миноритариев сводилось лишь к одной фразе: "Завершение объявленной сделки приведет к нарушению существующих договоров между акционерами ОАО 'Мегафон'". Ни "Эксперту", ни представителям других СМИ не удалось узнать у "Телекоминвеста", какие именно пункты какого именно соглашения нарушил LV Finance. Зато опыт "Альфы" свидетельствует о том, что юридические вопросы она прорабатывать умеет. За спиной компании десятки сделок - от банкротств и поглощений российских региональных предприятий до политически выверенной продажи пакета Тюменской нефтяной компании британской British Petroleum за несколько миллиардов долларов. К тому же практически полное отсутствие оборонных мероприятий обиженной стороны наводит на мысль, что невероятная сделка, которая еще месяц назад не пришла бы в голову ни одному аналитику, все же состоится.
Диспозиция
Скупкой телекоммуникационных активов "Альфа" занялась в 2001 году. Причем ее взгляд пал на открытые компании, акции которых котируются на международных биржах. После волны интернет-бума в 1999-2000 годах рынок резко покатился назад. Цены на акции телекоммуникационных и компьютерных компаний начали резко падать. Тут-то и подоспела "Альфа". В начале апреля 2001 года за 110 млн долларов она купила 44,38% акций холдинга "Голден Телеком", включающего операторов проводной связи и интернет-провайдеров в России и на Украине. Тогда цена акции "Голдена" колебалась в районе 8 долларов за акцию, теперь она равна 27 долларам.
Следующим на очереди был сотовый оператор "Вымпелком" (торговая марка "Би-Лайн"). Основатель компании Дмитрий Зимин с начала 2000 года искал деньги для региональных проектов. Его норвежский партнер - компания Telenor - не хотела инвестировать в регионы одна, а собственных средств "Вымпелкома" не хватало. "Альфа" предложила купить пакет. По свидетельству очевидцев, в ходе многомесячных переговоров она очень жестко и методично понижала цену. В итоге в мае 2001 года "Альфа" объявила о приобретении за 220 млн долларов 25% плюс 1 акции "Вымпелкома", а также крупного пакета акций ЗАО "Вымпелком-Регион", занимающегося региональным развитием. Тогда акции "Вымпелкома" стоили на Нью-Йоркской фондовой бирже 15 долларов, сегодня их котировки находятся в районе 47 долларов за акцию.
В октябре прошлого года "Альфа" проникла и на украинский сотовый рынок, купив контрольный пакет ведущего оператора мобильной связи "Киевстар GSM". Кстати, вторым крупным совладельцем "Киевстар GSM" был все тот же Telenor. На Украине сотовый бизнес "Альфы" имеет мощную политическую поддержку - по информации из многих источников, среди собственников и руководства компании есть родственники президента Леонида Кучмы, в том числе его дочь.
"Альфа" заплатит за каждого абонента "Мегафона" всего 260 долларов, в среднем по России этот показатель - почти 400 долларов.
В России же взаимоотношения "Альфы" с властными органами складываются не столь гладко. Конфликты "Вымпелкома" с питерской командой начались еще до инвестиций "Альфы" в связь. В сентябре 2000 года Минсвязи попыталось отнять у "Вымпелкома" и у МТС часть частот в Москве в пользу патронируемого им нового оператора "Соник Дуо" (потом он вошел в проект "Мегафон"). Грандиозный скандал стоил "Вымпелкому" потери рыночной капитализации, но частоты тогда компания отстояла. С тех пор, например, "Вымпелкому" стало трудно договариваться с контролируемым питерской командой "Связьинвестом" о каком-либо взаимодействии (свежий пример - борьба за пакет "Примтелефона"). С трудом выдавало Минсвязи "Вымпелкому" и лицензии на неосвоенные регионы, зато "Мегафон" практически сразу получил лицензию на оказание услуг мобильной связи почти на всю Россию. Но главный конфликт, уже с участием "Альфы", разгорелся из-за нового Закона о связи, написанного в недрах Минсвязи два года назад. Он сулил новые поборы сотовым операторам, больше отвечал интересам государства и "Связьинвеста", чем частных компаний, и, естественно, не понравился собственникам "Вымпелкома".
"Альфа" задействовала все свои лоббистские возможности, чтобы противостоять принятию нового закона: работала в комитетах Думы, инициировала письма от РСПП и даже от администрации президента. После затяжных боев, с сотней поправок закон все-таки прошел в этом году все три чтения в Думе, Совете Федерации и был подписан президентом. Но "Альфу" он все равно не удовлетворил.
Тем не менее после принятия закона конфликт вошел в стадию ремиссии. Но тут возник новый возбудитель спокойствия - LV Finance и его основной владелец 37-летний Леонид Рожецкин. Г-н Рожецкин был увезен родителями в США в детстве, там он окончил математический факультет Колумбийского университета (Нью-Йорк), а также Гарвардскую школу права. В Россию Рожецкин вернулся в начале девяностых. Сначала, как доктор юридических наук, он занимался частной юридической практикой. В 1995 году он выступил одним из соучредителей инвестиционного банка "Ренессанс Капитал". К этому времени относится одна из самых знаменитых сделок, в организации которых Рожецкин принимал участие, - продажа за 1,875 млрд долларов в июле 1997 года 25% плюс 1 акции "Связьинвеста" компаниям Джорджа Сороса и Владимира Потанина. После этого он еще долго представлял некоторые интересы Сороса в России.
Осенью 1998 года, сразу после кризиса, совместно с Владимиром Смольяниновым (позже вышел из бизнеса) и Дмитрием Разумовым Леонид Рожецкин основывает инвестиционную компанию LV Finance. Для реализации телекоммуникационных проектов он завязывает отношения с министром связи Леонидом Рейманом и впоследствии в той или иной мере участвует почти во всех проектах, реализуемых выходцами из Петербурга. Стоит заметить, что в LV Finance собралась довольно сильная команда, которая действовала не только с питерскими активами и не только в телекоме. Но главным творением LV Finance стал "Мегафон". В декабре 1999 года было создано российско-финское СП "Соник Дуо". Его акционерами выступили финский оператор связи Sonera (35% акций) и ООО "ЦТ-Мобайл" (65%). В свою очередь, 51% уставного капитала "ЦТ-Мобайл" принадлежало ОАО "Центральный телеграф", а 49% - зарегистрированной на Багамских островах Transcontinental Mobile Investment Ltd. Единоличным владельцем последней была компания LV Finance. Так Рожецкин и его команда проникли в сотовый бизнес. В мае 2000 года "Соник Дуо" без всякого конкурса и за смешные деньги была дана лицензия на предоставление услуг сотовой связи в Москве и области. Позже из "Соника" и питерского оператора "Северо-Западный GSM" был выращен "Мегафон". Рожецкину удалось вытеснить Центральный телеграф из акционеров "ЦТ-Мобайл", а самой "ЦТ-Мобайл" в результате многочисленных объединений и слияний достались 25,1% акций "Мегафона". Ни много ни мало блокирующий пакет. LV Finance обеспечивала финансирование, организовывала кредиты, но ее собственные вложения в "Мегафон", по оценкам аналитиков рынка, были невелики.
По некоторым данным, весной этого года Рожецкин принял решение попытаться продать пакет "Мегафона". В принципе в этом году у "Мегафона", страдавшего от недостатка средств на развитие, дела стали потихоньку налаживаться: число абонентов уверенно росло, рыночная доля стабильно составляла 17%, начали зримо улучшаться финансовые показатели, руководить проектом поставили толкового менеджера Сергея Солдатенкова, компания получила 300-миллионный кредит от Сбербанка, в 2004 году собиралась выходить на IPO. Тогда Рожецкин и мог бы выгодно продать акции, но он решил не ждать.
По сведениям "Эксперта", сначала он обратился к другим акционерам "Мегафона". У питерского "Телекоминвеста" денег не было. Шведско-финский акционер TeliaSonera вроде бы и хотел прикупить пакет, но его лояльность питерской команде не позволила этой сделке состояться. Зато "Альфа" согласилась купить пакет довольно быстро, но за очень небольшую сумму. В телекоммуникационном мире покупку сотовых активов принято оценивать по количеству средств, потраченных на приобретение каждого абонента. Этот показатель, по данным "Эксперта", в нынешней сделке не превышает 260 долларов, тогда как при открытой покупке, например при приобретении МТС татарской компании "ТАИФ-Телком", он превысил 550 долларов, а в среднем по России в этом году составляет около 400 долларов.
Дивиденды "Альфы"
Среди многочисленных версий развития событий, опубликованных и высказанных с момента объявления сделки, можно выявить две основных. Первая, весьма популярная версия: "Альфа" присоединяет "Мегафон" к "Вымпелкому", "Вымпелком" становится крупнейшим оператором сотовой связи России, обгоняет лидера - МТС, "Мегафон" перестает существовать - не выдерживает критики. Этот процесс архисложен и в техническом, и в организационном, и в маркетинговом плане, да и коммерческий эффект объединения весьма сомнителен.
Второй вариант: "Альфа" будет манипулировать пакетом. Или как чисто финансовый игрок попытается продать его TeliaSonera по гораздо более высокой цене, или будет использовать его в качестве разменной монеты при переговорах или торгах с питерской командой. Предметом торга могут быть, например, лицензии для "Вымпелкома". Кроме того, глава "Альфа-груп" Михаил Фридман в конце июня выразил свой интерес к покупке пакета акций "Связьинвеста", который стоит в плане приватизации на этот год. Сейчас он контролируется питерской командой. Впрочем, в минувший четверг стало известно, что РФФИ планирует отложить продажу "Связьинвеста". По официальной версии, J. P. Morgan, который проводил оценку компании, назвал слишком маленькую цену - 250-350 млн долларов за 25% минус 2 акции, тогда как государство рассчитывало получить как минимум миллиард.
Может ли быть сделка расстроена? С юридической точки зрения, как мы уже писали, акционерам "Мегафона" вряд ли что-то светит. Даже если они подадут в суд, процесс затянется надолго. А при неясном составе акционеров ни о каком IPO "Мегафон" может и не мечтать, значит, его развитие притормозится, что тоже косвенно выгодно "Альфе" как владельцу "Вымпелкома".
Утвердить сделку должно Министерство по антимонопольной политике. Как пояснили "Эксперту" в этом министерстве, "Мегафон" занимает на рынке менее 35% - такой порог устанавливает МАП для более детального рассмотрения сделки. Так что никаких препятствий со стороны антимонопольного ведомства быть не должно.
У питерских остается еще один неявный инструмент влияния - норвежский Telenor. Эта компания начинала сотовые проекты в Петербурге еще в далеком 1994 году с нынешними руководителями отрасли, но впоследствии вышла из их бизнеса, сосредоточившись на "Вымпелкоме". По соглашению между акционерами "Вымпелкома" покупка любым из них прямого конкурента должна быть одобрена другими акционерами. Так как "Альфа" покупает прямого конкурента "Вымпелкома", сделку должен одобрить совет директоров "Вымпелкома", в который входят представители Telenor. Как государственная компания Telenor не может руководствоваться в своих решениях только интересами бизнеса. Совет директоров соберется на этой неделе.