В Москве завершилась XVI Московская книжная выставка-ярмарка (МКВЯ). Как всегда, традиционный смотр достижений отечественного книжного рынка прошел в двух павильонах ВВЦ - рядом с облупившимися золотыми пролетариями, античными колхозницами и каменными коровами-медалистками. МКВЯ долго противилась этому окружению, однако в итоге все-таки не выдержала и пропиталась духом имперского величия, до сих пор витающим где-то между павильонами "Машиностроение" и "Свиноводство". Судя по всему, попытки уследить за новейшими тенденциями российского книжного рынка остались в прошлом. Теперь главные составляющие ярмарки - державный пафос и стремление как можно лучше соответствовать политическому моменту.
Два года назад центральным событием Московской книжной ярмарки был приезд Милорада Павича. Год назад толпы поклонников Пауло Коэльо едва не раздавили здесь своего кумира. На этот раз из международных звезд на ВВЦ не пригласили никого. И слава богу - делать им здесь было бы нечего. На беллетристику организаторы МКВЯ, похоже, смотрят теперь косо. За пять дней на ярмарке не было проведено ни одной по-настоящему значимой презентации, интересной широким массам, а не отдельным специалистам, - если не считать книг Юрия Бондарева, Сергея Михалкова и некоего Л. Лернера, написавшего загадочное произведение "Одинокая грустинка". Зато чуть ли не ежечасно перед публикой представали политические деятели разного калибра. Леонид Кучма представлял свою книгу с интригующим названием "Россия - не Украина". Альфред Кох демонстрировал только что выпущенный ЭКСМО сборник своих бесед с журналистом Игорем Свинаренко - под еще более увлекательным названием "Ящик водки". Генерал Варенников предлагал всем желающим ознакомиться с его мемуарами. А промежутки между занявшимися литературой политиками заполняли бесчисленные пиарщики, политтехнологи и крупные менеджеры - с многостраничными пособиями по предвыборной борьбе и правильному накоплению капитала.
На таком фоне настоящие читательские хиты выглядели скромно и неприметно - даже новый роман Пелевина "ДПП (nn)" (ЭКСМО), который ожидали три года. Бывший кумир российских читателей вновь взялся расшифровывать подлинный смысл современной истории. Если в "Поколении П" Пелевин выяснил, что Россией с помощью масс-медиа управляет богиня Иштар, то теперь он погрузился в пучины пифагорейства, смешанного с даосизмом: банкиры молятся божественным числам, а президент соблюдает подлинный Путь, оттого и фамилия у него такая.
Впрочем, роман Пелевина оказался чуть ли не единственной интересной новинкой в области беллетристики, представленной на ярмарке. Многие издательства, похоже, заранее почувствовали, что ориентация ярмарки изменилась. Одни - "Иностранная литература", Ad Marginem, "Фантом-пресс" - сюда и вовсе не явились, другие - "Вагриус", "Лимбус-пресс" - ограничились уже известной продукцией. Одна лишь "Амфора" специально для ярмарки подготовила сюрприз - книгу Саддама Хусейна "Забиба и царь" с отчаянным антиамериканским послесловием Ильи Стогоффа. Впрочем, и это событие скорее политическое, нежели литературное.
На прежних ярмарках такая ситуация была немыслима - все-таки основу книжного рынка составляет именно беллетристика. Однако дирекцию МКВЯ, похоже, этот рынок больше не интересует - куда важнее соблюсти новомодную державность. Лишним подтверждением этому стал традиционный конкурс "Книга года-2003": главный приз получил невероятных размеров том "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан", выпущенный Русским музеем к юбилею города. В руки обычному читателю такая книга не попадет никогда.