Крепостная сирота и злодей-олигарх

Русский бизнес
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Создав уникальный на российском телевидении продукт, канал СТС вдвое увеличил свою аудиторию. Теперь он входит в тройку лидеров - наравне с ОРТ и РТР

Преподавательница французского языка неожиданно становится наследницей огромного состояния. Она вырывается из серых московских будней, едет, конечно же, в Париж, но там попадает в загадочные детективные истории... Экранизация романов самой модной и продаваемой писательницы России Дарьи Донцовой на канале СТС буквально взорвала российский телевизионный рейтинг. По данным компании Gallup Media, в сентябре впервые за всю историю своего существования нишевый (в отличие от центральных ориентирован на ограниченную, в данном случае молодежную аудиторию, предпочитающую развлекательные программы) канал СТС опередил центральный НТВ по охвату зрителей. СТС в начавшемся деловом сезоне, по данным рейтингов, смотрят 11,1% телезрителей, в то время как НТВ - 10,8%. Лидеры телевизионного рейтинга - каналы ОРТ и РТР - имеют 26,6% и 20,6% аудитории соответственно. Как оказалось, экранизированные нехитрые житейские истории становятся российским телезрителям не менее интересны, чем дискуссии по поводу деприватизации или предстоящих выборов, которыми заполнен эфир ведущих отечественных каналов.

До нынешнего сентября СТС случалось обгонять НТВ только в провинции. Сегодня каналу удалось войти в группу лидеров и в самом сложном для него регионе - в Москве: здесь по аудитории СТС сравнялся с НТВ, несмотря на то что СТС вещает на 80% территории Москвы, а НТВ - на всю столицу.

За последний год у СТС вдвое выросла не только аудитория, но и оборот (оценивается примерно в 100 млн долларов), а территория вещания увеличилась на 10-15%. Ничего подобного от канала, еще год назад занимавшего нижние строчки рейтингов, никто не ждал: по мнению специалистов, нишевый канал, дистанцирующийся от политики, может претендовать от силы на 4-5% аудитории, но никак не на 11%. Успех СТС особенно впечатляет, если учесть, что в целом темпы развития отечественного телерынка падают.

Телевидение - не учитель жизни

В чем же причина столь неожиданного роста? Очевидно, что не одна Даша Васильева обеспечила выход канала СТС в зону прямой конкуренции с лидерами телевидения. Специалисты убеждены, что успех СТС обусловлен несколькими факторами. Это: грамотный стратегический инвестор, эффективный менеджмент и уникальная для нашего телерынка концепция вещания.

СТС был первым коммерческим проектом на российском телевидении. Основатель канала - американская компания Story First Communication (ей принадлежит 75% акций СТС, остальные акции - у Альфа-банка и у управляющей компании фондами прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners) считается одним из крупнейших инвесторов на мировом рынке теле- и радиовещания. В России эта компания стала работать в начале 90-х годов по принятой у западных вещателей технологии: создавала или приобретала местные станции, потом формировала на их основе национальную сеть и далее расширяла аудиторию за счет контрактов с региональными партнерами. Именно так в 1991 году Story First Communication создавала радио "Максимум", а в 1996 году - телеканал СТС.

Первоначально предполагало

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама