Проблемы развития

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Согласно совместному исследованию "Эксперт РА" и консалтинговой компании BKG, сдерживающими факторами директора компаний из "Эксперт-200" считают прежде всего проблемы персонала и лишь затем - недостатки системы управления и нехватку инвестиций

Если верить директорам, то наиболее распространенная проблема крупного бизнеса - несоответствие оргструктуры и системы управления компанией требованиям современного бизнеса (см. график 1). Этим озабочены девять из десяти директоров. Чуть меньше руководителей ссылается на недостаток инвестиций (83%) и квалификацию персонала (78%). Но что интересно: если последние две проблемы возникают у компании, то они становятся главными. Почти половина интервью начинается словами: "Наиболее остро перед нами стоит проблема кадров". Директор одной машиностроительной компании сетует: "Мы закупили и оборудование, и технологии, однако низкая квалификация сотрудников не позволяет нам успешно конкурировать с западной продукцией".

Топ-менеджеры, естественно, не просто констатируют свои трудности, а намерены решать проблемы в ближайшее время. Как это отразится на росте бизнеса? А вот тут ответы были уже не столь однозначными. Почти половина говорит о скромных 10-20% в год, 18% опрошенных называет еще меньшие цифры, в активной экспансии своей компании уверено менее трети руководителей (график 2).

В теории игр есть стратегия "разумной" игры в рулетку. Если ваша цель - выиграть 100 долларов, то, пока не набрана половина суммы, на кон нужно ставить все, что есть. Получив же первые 50 долларов, следует резко перейти на минимально возможные ставки. Есть ощущение, что часть менеджеров как раз перешли ко второй части игры - сохраняют полученное. Но, как известно из той же теории, обыграть рулетку невозможно. Поэтому более симпатична гипотеза, что большая часть управленцев попросту занижает публичные оценки возможностей своих компаний.

Однако вернемся к проблемам. Неудачная структура управления порой является наследием прошлых времен, порой - результатом быстрого роста бизнеса, порой она обусловлена личностными факторами. Очень часто проблемы испытывают компании, имеющие сеть региональных филиалов ("дочек"). И хотя оргструктурой почти все недовольны, однако о коренной ломке подумывает лишь каждый второй руководитель (график 3). Это доказывает, что основы эффективного управления многим сформировать уже удалось. Гораздо больше надежд связывается с внедрением информационных систем. Однако как показывает недавно завершенное "Эксперт РА" исследование (его результаты будут опубликованы в ближайшие недели), несмотря на столь большие надежды, руководство очень часто не уделяет должного внимания ИТ-стратегии. В итоге - завышенные ожидания, срыв сроков, существенное превышение бюджетов и т. д.

Не меньше чем в ИТ руководители предприятий видят необходимость в новациях, ориентированных на персонал, - это создание системы оценки эффективности сотрудников и системы разграничения их полномочий.

Собственно проблемы качества персонала директора намерены решать иными способами. Прежде всего - "выращивать кадры в коллективе", для чего собираются использовать программы переподготовки и обучения. Учитывая то, что на предприятиях "Эксперт-200" работает более 4 млн человек, ежегодный спрос на обучающ

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама