Почему в Азии любят русскую технику

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
20 октября 2003, 00:00

На малазийской выставке Россия продала вооружений на миллиард долларов. Этим успехом она обязана фактическому эмбарго европейских и американских производителей на поставки в ряд стран Азии и разворачивающейся в этом регионе гонке вооружений

Проходившая в начале октября на малазийском острове Лангкави Седьмая Международная выставка авиакосмической и морской техники LIMA-2003 стала триумфальной для наших оборонщиков. Прислав в Малайзию самую многочисленную делегацию более чем из тысячи специалистов, представляющих три десятка предприятий отечественного ВПК, Россия договорилась о продаже ряду азиатских стран нашей военной техники на сумму почти в 1 млрд долларов. Это рекордный показатель эффективности участия нашей страны в подобных смотрах.

Причина успеха

Несмотря на то что малазийская выставка вооружений считается крупнейшей во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, в последние несколько лет количество ее участников и посетителей постоянно сокращается. В нынешнем показе было представлено чуть более 800 компаний из 21 страны. За все время работы салона его посетило немногим более 100 тысяч человек. Это почти в полтора раза меньше, чем на предыдущем смотре в 2001 году.

Падение интереса к LIMA эксперты объясняют в основном политическими причинами. Прошлый салон в Лангкави большинство руководителей американских корпораций бойкотировали из-за терактов 11 сентября, мотивируя это неоднозначной реакцией на происшедшее мусульманского сообщества Малайзии. Между тем именно в 2001 году руководство Малайзии решало, кому отдать победу в тендере на закупку 18 истребителей стоимостью почти 1,5 млрд долларов. Тогда американцы на выставку не приехали, а контракт достался АВПК "Сухой" и корпорации "Иркут". Сейчас ситуация повторилась. Предельно жесткое выступление премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада на Генассамблее ООН за два дня до начала выставки, в котором он раскритиковал США и их союзников за оккупацию Афганистана, войну в Ираке и поддержку Израиля в конфликте с администрацией Палестины, не могло не сказаться на отношении западных корпораций к LIMA. Подавляющее большинство европейцев выставлялись в Лангкави в предельно сокращенном формате. Делегации EADS, Alenia, Dassault, Finmeccanica, FiatAvio и других европейских грандов в лучшем случае возглавляли вице-президенты по продажам. При этом ни одна из этих корпораций не представила на салоне ни одного боевого истребителя, не считая пассажирского самолета бизнес-класса Falcon, к которому европейские умельцы прикрепили управляемые ракеты воздух-воздух и высокоточные бомбы.

А израильские IAI и Elbit и американские Lockheed Martin и Northrop Grumman вообще отказались от участия в выставке. Исключением среди американцев стала корпорации Boeing, которая привезла в Лангкави свои F-16 и F/A-18 Super Hornet для участия в показательных полетах. Руководство Boeing рассчитывало подписать на выставке контракт с минобороны Малайзии на продажу двенадцати истребителей F/A-18, но вместо контракта довольствовалось лишь обещанием Махатхира Мохаммада закупить американские самолеты когда-нибудь в будущем. По мнению замдиректора Центра АСТ Константина Макиенко, заключения контракта с Boeing можно ожидать не ранее 2006 года. "Малайзия, уже заключившая в последние годы ряд крупных контрактов на несколько миллиардов долларов, в ближайшее время будет вынуждена взять паузу в закупках вооружений", - считает г-н Макиенко. Впрочем, к России это, похоже, не относится. Открывая LIMA-2003 Махатхир Мохаммад заявил: "Россия - ключевой участник выставки, и мы надеемся, что контакты в сфере ВТС между Куала-Лумпуром и Москвой будут расширяться". А посол Малайзии в России Камаруддин бин Мустафа, конкретизируя заявления премьера, сообщил, что малазийские военные помимо истребителей проявляют большой интерес к боевым вертолетам и сухопутным системам вооружений российского производства.

Наш плацдарм в Юго-Восточной Азии

Внимание к нашему оружию на выставке было огромным. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад ежедневно обходил стенды российских корпораций, интересуясь техническими характеристиках истребителей и вертолетов

Внимание малазийцев к нашему оружию на выставке действительно было огромным. Сам Махатхир Мохаммад, его будущий преемник Абдулла Ахмад Бадави и министр обороны Наджиб Разак ежедневно посещали экспозиции российских корпораций и дотошно расспрашивали наших военных о технических особенностях истребителей и вертолетов. Как признался потом глава АВПК "Сухой" Михаил Погосян, он был немало удивлен тем, насколько профессионально задавал вопросы Махатхир Мохаммад по поводу управляемого вектора тяги двигателей, установленных на Су-30МКИ.

На фоне скромных стендов западных оборонных концернов российская часть экспозиции, занявшая почти половину всей выставки, выглядела весьма внушительно. Под эгидой "Рособоронэкспорта" на LIMA-2003 было представлено около 500 образцов военной и гражданской продукции наших предприятий. А программа показательных полетов Су-30МКИ, пилотируемого Героем России Вячеславом Аверьяновым в паре с летчиком малазийских королевских ВВС, произвела впечатление даже на завсегдатаев мировых аэрошоу.

Столь мощное представительство российского ВПК в Лангкави легко объяснимо. Августовский контракт на поставку Су-30МКМ, подписанный в ходе визита Владимира Путина в Куала-Лумпур, вывел Малайзию на четвертое место (после Китая, Индии и Вьетнама) в списке крупнейших импортеров российского оружия. Тогда, на встрече с Путиным, Махатхир Мохаммад заявил, что "Россия может рассматривать Малайзию как стратегический плацдарм для экономического завоевания региона". Именно так наши оборонщики и поступили. По словам президента корпорации "Иркут" Алексея Федорова, для российской оборонной промышленности Малайзия представляет интерес не только как потребитель нашего оружия, но и как площадка для дальнейшей экспансии в страны Юго-Восточной Азии. "На Малайзию как одного из лидеров блока АСЕАН ориентируется большинство азиатских государств, проводящих не зависимую от Индии и Китая политику, поэтому нам крайне важно закрепиться на этом рынке", - говорит г-н Федоров.

Сервис не фонтан

На совместной пресс-конференции АВПК "Сухой" и корпорации "Иркут" на LIMA-2003 руководители обеих компаний заявили, что реализация контракта по малазийским истребителям уже фактически началась. По словам Алексея Федорова, "хотя самолет Су-30МКМ пока еще не существует в готовом виде, у меня нет никаких сомнений в том, что мы выполним контракт в оговоренные сроки". Ожидается, что поставки начнутся в 2006 году и завершатся через год. Свою уверенность в строгом выполнении взятых на себя обязательств г-н Федоров объяснил тем, что истребитель Су-30МКМ представляет собой модификацию самолетов Су-30МКИ, которые его корпорация уже давно поставляет в Индию - различия касаются только авионики. По просьбе малазийской стороны из числа поставщиков бортового оборудования для Су-30МКМ исключены израильские компании. Сейчас АВПК "Сухой" и "Иркут" ведут переговоры с Минобороны Малайзии об открытии сервисного центра, который будет обслуживать эскадрилью Су-30МКМ. Как сообщил "Эксперту" Михаил Погосян, скорее всего, этот центр будет создан в форме СП. По его словам, российская сторона выразила пожелание руководству Минобороны Малайзии расширить полномочия россиян в рамках деятельности сервисного центра. Это сделано для того, чтобы избежать повторения ситуации, сложившейся с ремонтом малазийских МиГов. Напомним, что из 18 купленных Малайзией в 1993 году самолетов МиГ-29 один разбился, а из оставшихся летают только десять машин - прочие стоят на приколе потому, что РСК МиГ и ее малазийские партнеры оказались не способны обеспечить своевременный ремонт нашей авиатехники.

Тема сервисного обслуживания широко обсуждалась и в кулуарах выставки: прямо перед началом салона Владимир Путин выступил с жесткой критикой кабинета министров, заявив, что правительство утратило контроль за исполнением Россией взятых на себя обязательств по ремонту поставленного оружия. Поручив вице-премьеру Борису Алешину исправить ситуацию, президент особо подчеркнул, что "сбоев в этой сфере быть не должно". Реакция Минобороны на заявление Путина последовала незамедлительно. Председатель Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) замминистра обороны России Михаил Дмитриев заявил "Эксперту", что его ведомство в ближайшие недели приостановит выдачу новых лицензий предприятиям ВПК на право самостоятельного экспорта запчастей. При этом г-н Дмитриев сообщил нам, что компании, уже имеющие такую лицензию, но не справляющиеся со своими обязанностями, ее лишатся. Впрочем, АВПК "Сухой" эта участь не грозит, поэтому в успешном функционировании создаваемого в Малайзии сервисного центра для обслуживания самолетов "Сухого" можно не сомневаться.

Кроме того, малазийские военные могут надеяться на прогресс и с ремонтом МиГов. Во второй день выставки Уральский оптико-механический завод и малазийская фирма Mattra подписали контракт о поставке квантовых оптико-локационных систем для МиГ-29. Сумма сделки не разглашается, однако, по сведениям "Эксперта", она превысила 5 млн долларов. По словам замгендиректора уральского завода Вениамина Элинсона, контракт с Mattra - лишь начало экспансии его предприятия в страны ЮВА; сейчас руководство компании прорабатывает возможность создания СП в Куала-Лумпуре с другой малазийской компанией, Top Optik, по производству высокотехнологичных геодезических приборов, заказчиком которых будет выступать министерство промышленности Малайзии.

Не только самолеты, не только в Малайзии

Но настоящий успех к российским оборонщикам пришел на третий день выставки. Гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов и президент малазийской компании Airod Ахмад Джохаи подписали контракт на продажу минобороны Малайзии десяти военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш на сумму 70 млн долларов (Airod выступает в сделке посредником). По словам Леонида Белых, гендиректора Улан-Удэнского авиационного завода, который будет выполнять этот контракт, поставки вертолетов в Малайзию начнутся уже в следующем году. Интересно, что до сих пор минобороны Малайзии эксплуатировало вертолеты только западного производства и вот теперь решило сменить поставщика. Как заявил "Эксперту" Леонид Белых, в случае безукоризненного исполнения Россией этого контракта малазийские военные намерены заказать в нашей стране еще 29 вертолетов для замены всего парка винтокрылых машин фирмы Sikorsky - устная договоренность об этом уже достигнута. Таким образом, общая сумма вертолетного контракта может возрасти до 300-340 млн долларов.

Спустя несколько часов после подписания соглашения между Россией и Малайзией по вертолетам приятное известие пришло из соседней Индонезии, где в это время проходил военный парад, посвященный Дню вооруженных сил этой страны. Андрей Бельянинов и Михаил Дмитриев, принявшие участие в параде в качестве почетных гостей, попутно договорились с президентом Индонезии об опционе на 12 истребителей фирмы Сухого. Твердый контракт, как ожидается, будет подписан в начале будущего года. Его стоимость оценивается как минимум в 380 млн долларов.

Наконец, под занавес выставки стало известно еще о двух крупных сделках. По сведениям "Эксперта", от 12 до 18 истребителей марки Су на сумму 270-300 млн долларов выразил желание приобрести Вьетнам. Правда, пока с правительством этой страны заключено только предварительное соглашение. А вот с Индией "Рособоронэкспорт" уже подписал твердый контракт о продаже трех самолетов А-50 (модификация Ил-76МД) дальнего радиолокационного обнаружения на сумму примерно в 75 млн долларов. Эти самолеты должны быть поставлены в Индию в 2004-2005 годах. По мнению военных экспертов, три А-50 - это минимум, необходимый для обеспечения круглосуточного дежурства в одной зоне барражирования во время военного конфликта, поэтому Дели, скорее всего, закупит у нас еще четыре таких же лайнера.

Спасибо гонке вооружений

Высокий спрос на российское оружие в Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и Индии эксперты связывают прежде всего с заменой парка старых самолетов и вертолетов на новые. Например, во Вьетнаме и Индии основу боевой мощи ВВС составляют советские истребители и бомбардировщики второго и третьего поколений - МиГ-21, МиГ-23 и Су-22, которые должны быть списаны в ближайшие пять лет. По самым приблизительным оценкам, всего на вооружении азиатских стран находится около 300 единиц боевой авиатехники, подлежащих замене на более совершенные модели. Это означает, что спрос на новую военную технику в Азии будет устойчиво расти. Выступая на выставке, Махатхир Мохаммад заявил, что к 2006 году страны Юго-Восточной Азии готовы закупить вооружений на общую сумму почти в 70 млрд долларов. По словам малазийского премьера, столь серьезные траты необходимы для эффективной борьбы с морским пиратством и международным терроризмом.

Из-за возросшей военной угрозы со стороны международного терроризма страны Юго-Восточной Азии готовы закупить к 2006 году вооружений и военной техники на общую сумму почти в 70 млрд долларов

Но есть и еще одна причина, о которой ни руководители российских оборонных компаний, ни азиатские политики вслух предпочитают не говорить. Это растущая военная мощь Китая. Не секрет, что внутри экономического блока АСЕАН существует группа стран во главе с Вьетнамом и Малайзией, считающих Китай своим потенциальным военным противником. У Вьетнама с Китаем существуют взаимные территориальные претензии по поводу принадлежности Парасельских островов. А китайская община в Малайзии, составляющая около 20% населения страны, постоянно конфликтует с коренными жителями, что, по мнению экспертов, в итоге может стать причиной открытого военного противостояния Китая и Малайзии. Поэтому, что бы ни говорил малазийский премьер о пиратстве и терроризме, понятно, что для борьбы с этим злом эскадрилья Су-30МКМ не нужна. А вот для сдерживания Китая она подойдет как нельзя лучше.

Косвенно это дал понять министр обороны Малайзии Наджиб Разак, заявивший, что 18 российских истребителей Су-30МКМ будут размещаться на базе малазийских королевских ВВС Гонг-Кедак на севере страны, откуда они могут достичь любой точки Юго-Восточной Азии. К 2007-2008 годам на вооружении Народно-освободительной армии Китая будет состоять около 350 российских истребителей семейства Су-27/Су-30. И столько же машин четвертого поколения будет у Малайзии, Индонезии, Вьетнама и Индии вместе взятых. Однако, по мнению Константина Макиенко, Китай продолжит наращивание своей истребительной авиационной группировки и после 2008 года. Г-н Макиенко полагает, что в обозримой перспективе Китай может закупить у нас еще 24 истребителя Су-30. Это, в свою очередь, приведет к ответным закупкам нашей военной техники другими азиатскими странами.