Низкий старт

Лариса Кращенко
20 октября 2003, 00:00

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подготовило первый рейтинг управляющих компаний

Есть ощущение, что авторы пенсионной реформы сместили свои приоритеты из социальной сферы в образовательную. Как бы то ни было, но население впервые вынуждено будет задуматься об управлении своими средствами.

Очередную задачку к этому учебному курсу подбросил Минфин, утвердив список из 55 управляющих компаний, которым будущие пенсионеры смогут доверить часть своих накоплений (см. "О пенсионной реформе"). Непосвященным эти управляющие компании в большинстве своем абсолютно неизвестны.

Уравнение с 55-ю неизвестными

По мнению президента управляющей компании "Тройка Диалог" Павла Теплухина, "выбор такого количества компаний, по расчетам Минфина, должен будет обострить конкуренцию среди управляющих компаний и тем самым снизить издержки. Но, на мой взгляд, надо было оставить всего компаний пять. Почему? Во-первых, из пятидесяти пяти выбрать одну довольно сложно. Во-вторых, если пенсионные средства передадут всем, то эта сумма будет только размазана. И как следствие - для большинства этот бизнес станет убыточным, ведь компании, получив малую часть средств, обязаны будут ими управлять, а это нерентабельно. В итоге большая часть компаний уйдет с рынка".

Менее категоричен генеральный директор управляющей компании "КапиталЪ" Алексей Шкрапкин: "Даже если число претендентов ограничили пятью или десятью компаниями, все равно бы пришлось делать выбор, но это уже был бы не рыночный выбор. Правительство уверено в адекватности системы надзора и контроля, а значит, в сохранности пенсионных средств. Можно ожидать лишь непрофессионализма со стороны некоторых компаний. Такое может быть. Но кто выживет, а кто нет - покажет время". Правда, процесс вымирания может искусственно ускориться за счет того, что в этом году значительная часть денег останется в ведении Пенсионного фонда. "Верить всегда хочется в лучшее, - говорит генеральный директор Национальной управляющей компании Екатерина Александрова. - Однако логика последних действий правительства показывает, что ставка была сделана на малую информированность населения, его инертность и застарелую боязнь всех и всяческих инвестиций и финансистов. Многое было сделано для того, чтобы знания населения о проходящей реформе до самого последнего момента были близки к нулю".

Профессионалы обеспокоены прежде всего перспективами рынка. А как быть российским гражданам?

Выбор среди 55 компаний - задача не из легких даже для специалистов. Мы изучили не один десяток российских и зарубежных методик, оценивающих деятельность управляющих компаний. Российские варианты в большинстве своем сводились к банальному рэнкингованию компаний по всевозможным показателям. Но сделать вывод из десятка таблиц практически невозможно. Что же касается западных методик, то они не прижились у нас как минимум по двум причинам. Во-первых, далеко не у всех наших компаний есть многолетняя история, по которой можно оценить качество их работы. Во-вторых, в отличие от своих западных коллег наши управляющие довольно скупы на информацию. Можно даже сказать, скрытны - семь из 55 компаний не удалось найти ни через базы данных, ни через всезнающий Интернет.

Многочисленные консультации с аналитиками, участниками рынка все же позволили нам сформулировать основные критерии для выбора управляющих компаний, применимые в наших условиях информационного дефицита. Для того чтобы оценить надежность компании, необходимо выяснить, насколько она устойчива на рынке, эффективно ли управляет доверенными ей средствами и пользуется ли она доверием со стороны клиентов. Эти три основных критерия и легли в основу построения рейтинга.

Устойчивость компании на рынке

Как узнать, устойчиво ли управляющая компания "стоит на ногах"? Прежде всего об этом свидетельствуют масштабы ее бизнеса. И в качестве первого показателя обычно приводят размер средств в доверительном управлении. То есть ту сумму, которую фонды - паевые (ПИФ), негосударственные пенсионные (НПФ), инвестиционные (ИФ), а также другие категории клиентов передали ей в доверительное управление (ДУ). Есть и такой показатель масштабов бизнеса, как размер собственного капитала. Многие компании гордятся им - согласитесь, вес всегда придает устойчивости.

Для того чтобы пройти конкурс Минфина на право управления пенсионными накоплениями, надо было к 1 августа иметь под управлением средств свыше 100 млн рублей, а размер собственного капитала должен был превышать 50 млн рублей. И компании, подававшие заявки на участие в конкурсе, изо всех сил старались этим требованиям соответствовать. Для справки: на 1 июля 2003 года до необходимого минимума не дотягивали 20 компаний - участников нашего рейтинга. Чтобы дотянуться до поставленной планки, некоторые прибегали к финансовым схемам: занимали недостающую сумму денег, затем предавали ее НПФ и забирали эти деньги обратно (этот механизм уже окрестили "формула тридействия").

Вообще же абсолютный размер средств в доверительном управлении - наиболее наглядный для инвестора показатель. Именно поэтому на рынке существует большое количество рэнкингов, сформированных на основании оценки этого критерия (см. таблицу 1). Основное возражение "обиженных" - в лидерах этих списков прочно обосновались кэптивные компании.

Наконец, большой объем активов в управлении обусловливает наличие в управляющей компании развитой инвестиционной инфраструктуры, технологий и опыта, необходимых для успешного инвестирования переданных в управление средств. По мнению Павла Теплухина, "на сегодняшний день на рынке всего две-три компании, способных управлять крупными средствами и умеющих работать, вкладывая в каждый класс активов до ста миллионов рублей".

Что касается размера собственных средств, то он свидетельствует не только о величине компании, но и о серьезности ее планов дальнейшего развития (см. таблицу 2). "Качественное управление пенсионными средствами невозможно без развития технологий управления рисками - рыночными, кредитными и операционными, - говорит Алексей Шкрапкин. - И если вы думаете о дальнейшем развитии своего бизнеса, то постоянные вложения собственных средств необходимы для разработки инвестиционной политики и стратегии компании, для развития профессионализма сотрудников".

Устойчивость компании определяется и тем, сколько у нее крупных клиентов. Причем в период развертывания пенсионной реформы наиболее важным является наличие у компании опыта работы с активами, переданными в управление крупными негосударственными пенсионными фондами (см. таблицу 3). Величина фонда говорит о количестве физических лиц, поверивших ему, а стало быть, и доверивших ему свои пенсионные сбережения. Особенно важно, когда таких людей в фонде несколько тысяч. Высший пилотаж - когда поверивших несколько миллионов. Можете себе представить, какая ответственность ложится на плечи управляющего, которому фонды, а значит и эти люди, доверили управление своими кровными (см. таблицу 4).

Обилие клиентов - не самоцель, куда важнее их диверсификация. Это позволит компании не распрощаться со своим бизнесом, даже если один из ее клиентов уйдет. А сегодня 18 участников нашего рейтинга критерию диверсификации не удовлетворяют: у каждого из них есть клиент, доля которого в общем объеме средств в управлении превышает 50%.

И еще две характеристики устойчивости на стартовом этапе - опыт работы компании на рынке и наличие в ее штате профессиональных сотрудников. Эти сведения позволят вам понять, сколько времени компания уже смогла продержаться на рынке и выстоит ли она впредь, если возникнут неблагоприятные рыночные или другие непредвиденные обстоятельства.

"Опыт компании определяется ее умением работать как на растущем, так и на падающем рынке, на сегодняшний день этим этим особым искусством овладели всего лишь восемь компаний, работавших на этом рынке до кризиса 1998 года и успешно его переживших, - говорит Павел Теплухин. - Умение же компании управлять и крупными, и мелкими активами - это вовсе две разные науки и технологии".

Те же, кто опыта приобрести не успел, компенсируют его недостаток наймом опытных сотрудников. "Наша компания благодаря профессионализму сотрудников, - говорит Екатерина Александрова, - уже в первый год своей работы на рынке коллективных инвестиций смогла закрепиться в двадцатке крупнейших управляющих компаний страны и получить в доверительное управление средства пенсионных резервов крупных НПФ".

Качество управления

К сожалению, огромных статистических массивов за последние "дцать" лет у наших управляющих пенсионными средствами нет.

Поэтому пришлось воспользоваться косвенными показателями. Например, динамика изменения доли компании на рынке очень наглядно свидетельствует о том, насколько стабильно управляющий добивается положительных результатов деятельности и насколько прочны его позиции на рынке. Как оказалось, всего лишь 14 компаниям удавалось из года в год, начиная с момента привлечения первого клиента (даты окончания формирования фонда), все больше отвоевывать место под солнцем у своих конкурентов.

Впрочем, от качества управления инвестиционным портфелем будет зависеть не только положение компании на рынке, но и доходность средств, переданных вами в доверительное управление, а значит, и толщина вашего пенсионного кошелька в будущем.

Скажем прямо, что компании - участники нашего исследования охотно раскрывали информацию о доходности ПИФов (и это понятно, раскрытие этой информации жестко регламентировано) и почти не давали информации о доходности НПФ. Это, кстати, следует иметь в виду будущим пенсионерам - наблюдать в реальном режиме времени за своими накоплениями удастся немногим.

Из 45 компаний только 13 поделились своими результатами. Насколько они были искренны с нами - судите сами. Доходность пенсионных фондов варьировалась за II квартал этого года от 13,5 до 100% (у фондов акций). Если сравнивать эти данные со средней ставкой по депозитам в Сбербанке за этот же период (10,9% годовых), то получается, что почти все компании показали высокую доходность. Но у такой эффективности есть и оборотная сторона - повышенный риск.

К сожалению, управляющие не только редко могут показать свои навыки на сколько-нибудь солидной предыстории, но и крайне скупо говорят о том, как они намерены инвестировать пенсионные средства. Обычно даже в инвестиционных декларациях присутствуют расплывчатые фразы вроде "от двадцати до восьмидесяти процентов - в госбумаги, до сорока - в акции..." Лишь пять из пятидесяти управляющих в порыве откровенности сообщили, что они намерены пенсионные деньги поделить на порции с разными стратегиями инвестирования (на разные вкусы инвесторов).

Однако из-за боязни потерять клиентов большая часть компаний, скорее всего, выберет консервативные варианты инвестирования пенсионных средств. По мнению Алексея Шкрапкина, "в работе с пенсионными накоплениями граждан доходность преданных нам в управление средств будет превышать уровень инфляции на три-шесть процентов. Это невысокий показатель, однако на длительном временном интервале - для тех, кому до пенсии еще двадцать-двадцать пять лет, эти небольшие проценты превратятся в существенную прибавку".

Доверие со стороны клиентов

Можно спорить о том, насколько способность компании внушать доверие характеризует ее истинную надежность. Но само доверие зафиксировать относительно просто - оно выражается в динамике роста клиентской базы управляющей компании.

И доверие это вырабатывается не столько агрессивной рекламой, сколько трезвым выбором клиентов, а влияет на них прежде всего информационная прозрачность. По мнению Екатерины Александровой, "успешное развитие компании и увеличение ее клиентской базы невозможно без проведения политики прозрачности и информационной открытости". Этому аспекту мы и уделили особое внимание. Если компания скрывает от нас данные, это значит, ей есть что скрывать. Это во-первых. А во-вторых, сам клиент получит информации заведомо меньше. Так о каком уж тут доверии говорить.

Пока ценность раскрываемой информации не очень велика, особую роль играют сведения о собственниках компании. В конце концов неплохо знать, кому же мы доверяем свои деньги. Как ни странно, этот простейший вопрос вызвал максимальное сопротивление участников рейтинга. Собственников чаще всего не раскрывают. В связи с этим мы ввели в рассмотрение дополнительный фактор - участие компании в профессиональном объединении. Девятнадцать компаний - участников рейтинга не являются членами никаких профессиональных объединений. Почему - спросите вы. Да потому, что членство в любом сообществе обязывает соблюдать некие правила.