Теневики

3 ноября 2003, 00:00

С тех пор как Юрий Еремин сбросил с себя бремя руководства Театром им. Пушкина и стал режиссером-фрилансером, он ставит много, легко и хорошо. В прошлом сезоне у него вышла очень милая постановка "Муж, жена и любовник" в Театре им. Моссовета. А только что состоялась удачная премьера в Молодежном театре. Еремин поставил знаменитую сказку Шварца "Тень", и поставил очень неожиданно.

Это вызывающе аполитичный спектакль. Еще когда Шварц был жив, его сказки ставили, перенасыщая постановки современными аллюзиями. У Акимова, прославившего Шварца в Театре комедии, все намеки уходили в подтекст. Когда за Шварца взялся Марк Захаров, сатирическая подоплека стала очевидной - зрители телевизионного "Обыкновенного чуда" смеялись над тем, что Евгений Леонов похож на Брежнева в маразме.

Еремин сумел поставить "Тень" так, словно никакой традиции постановки Шварца не существует. В его спектакле нет никакой политики, никакой сатиры, никаких подтекстов. Это просто страшноватая сказка про человека, попавшего в сказочную страну и потерявшего там свою тень.

Небогатая труппа РАМТа играет сносно, но заведомо проигрывает главному герою спектакля - декорациям. Еремин придумал поставить на сцене передвижные ширмы, затянутые папиросной бумагой. Лишь зайдя за ширму, человек превращается в тень. С помощью десятка метров бумаги здесь напридумана куча спецэффектов. Конечно, больше всего поклонников Шварца волновало, как удастся главный аттракцион: незадолго до финала у Тени, восседающей на троне, должна слететь с плеч голова. Но это тоже удалось неплохо: Сергей Угрюмов ловко сунул голову в черный бархат, так что самые маленькие зрители вообще ничего не заметили.

"Тень" хорошо вписывается в театральную стратегию Молодежного театра, где в последнее время ставят старые пьесы, очищая их от налипших ракушек идеологии. Истинным шедевром этого аполитичного театра стала "Таня" в постановке Александра Пономарева, где простая история женщины оказалась важнее и интереснее, чем весь ход советской истории. "Тень" поставлена в той же традиции. Еремин с упоением играет в театр теней, демонстрирует эффектные трюки и с чувством рассказывает нам простую историю о любви и предательстве. Никаких сверхзадач в его новом, занятном и увлекательном спектакле нет. Тем он и ценен.

Жаль только, что Еремин выбросил много шуток, а несколько прекрасных реприз заменил диалогами собственного сочинения. Еще жаль маленьких детей, которые плачут, когда Тень под страшную музыку мечется по сцене. На премьеру в РАМТе надо брать детей от восьми лет - тогда удовольствие от семейного просмотра будет обеспечено всем.