Музыка из ямы

Культура
Москва, 17.11.2003
«Эксперт» №43 (396)
"Рекордъ" - российская премия в области звукозаписи - позиционируется как отечественный аналог World Music Awards. Следуя западной моде, "Рекордъ" делает ставку не на поиск новых талантов, а на дальнейшую раскрутку уже готовых звезд

Выдача наград деятелям искусства и шоу-бизнеса - испытанный способ фотографирования, документальной фиксации опорных точек той или иной эпохи в массовой культуре и в большом искусстве. Практика, однако, показывает, что рядовой (что вовсе не означает "глупый") зритель признает авторитет лишь одной награды в каждой области искусства (будь то "Оскар" в кино или "Грэмми" в музыке), а смысл существования всех остальных объяснить себе не может. И зачастую ему не понятно, кто и с какой целью устраивает всю эту церемониальную кутерьму. В частности - в области популярной музыки.

Премия "Рекордъ", вручение которой состоялось 5 ноября в Большом конференц-зале правительства Москвы, - российский клон World Music Awards (всемирной ежегодной музыкальной премии за самые большие тиражи грамзаписей), изрядно приправленный едко-чесночным духом антипиратской пропаганды. Время было подгадано не случайно - через 48 часов после начала церемонии "Рекорда" в Эдинбурге вручало свои награды европейское MTV. В столице Шотландии открылись ежегодные Europe Music Awards.

Няньки против пиратов

Отечественный "Рекордъ" - это то самое дитя, за которым бегают семь нянек: премию вручают за самые большие легальные (то есть непиратские) тиражи и самую большую ротацию песен на радио. Де-юре в задачу премии входит стимуляция самых исправных налогоплательщиков от звукозаписывающего бизнеса, у которых все "по-белому": гонорары, авторские отчисления и другая коммерческая деятельность. В реальности же смысл премии - поощрить тех, кто борется с пиратскими продажами собственных произведений. Беглого взгляда на номинантов и лауреатов - "Любэ" с пластинкой "Давай за", мюзикл "Notre Damme de Paris", Авраам Руссо с синглом "Tonight" - достаточно, чтобы понять: не цвело бы пиратство буйным цветом, ходить им всем до единого в миллионерах.

Ключевое отличие нашего пластиночного бизнеса от западного состоит в том, что в России диски, как правило, не приносят музыкантам прибыли (зачастую напротив - убытки) и служат лишь рекламой многомесячным, утомительным, но золотоносным концертным турам. При каждой отечественной студии звукозаписи есть концертный отдел, который занимается организацией гастролей "подписанных" артистов в провинциях и зарабатывает своей фирме "на пластиночки". За границей ситуация обратная: мировые турне служат лишь подспорьем в деле продажи музыки на носителях, гонорарами от которой весьма неплохо живут заграничные поп- и рок-звезды. Кстати, наряду с отечественными няньками у "Рекорда" есть еще и западные. Зная о катастрофической ситуации с пиратством в России, такие гиганты, как Virgin, Sony, Universal и BMG, не могут тем не менее отказаться от лакомого куска в виде огромного аудиорынка огромной страны и поэтому заодно с отечественной Национальной ассоциацией производителей фонограмм (НАПФ) всячески стимулируют развитие аудиобизнеса в России. Устраивают встречи, семинары, бьют челом Путину и проводят совместные с милицией рейды по сомнительным торговым точкам. И вот - вручают премии

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (396) 17 ноября 2003
    Инвестиции
    Содержание:
    Сверхновая звезда на тусклом небосклоне

    Идея создания мегарегулятора на российском финансовом рынке в лучшем случае бесполезна для его развития как источника инвестиций. Зато нормативная неразбериха, рост числа чиновников и транзакционных издержек эмитентов и инвесторов практически обеспечены

    Обзор почты
    Разное
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама