Зачем нам это старье?

1 декабря 2003, 00:00

В британском художественном сообществе разразился скандал. Герцог Нортумберлендский решил продать принадлежащую ему "Мадонну с гвоздиками" Рафаэля в музей Гетти в Лос-Анджелесе (картина оценивается в 20-25 млн фунтов, сейчас она выставляется в National Gallery). Сразу же после заявления герцога вся Англия бросилась собирать деньги, чтобы выкупить картину. Для англичан это обычная практика - ведь довольно большая часть произведений искусства, выставляемых в государственных галереях и музеях Великобритании, на деле принадлежит частным владельцам. Когда частный владелец получает от зарубежной галереи предложение о продаже и принимает его (что случается довольно часто), в процесс вмешивается государство. Власти, чтобы выкупить картину и оставить ее в британском музее, пытаются всевозможными способами собрать требуемую сумму, как правило, за счет проведения лотерей или по подписке.

Особую остроту нынешней истории вокруг "Мадонны с гвоздиками" придало заявление директора Tate Gallery сэра Николаса Сероты. Он считает, что нецелесообразно тратить деньги на сохранение классического искусства для народа. Куда разумнее, по мнению сэра Николаса, вкладывать средства в искусство ХХ века и в современное искусство. Выступая на конференции, организованной Национальным фондом коллекций искусства (NACF), он отметил, что только в прошлом году, чтобы предотвратить продажу отдельных предметов искусства за рубеж, было потрачено 60 млн фунтов. "Однако не всегда очевидно, что сохранять картину в общественной коллекции в Англии лучше, чем продать ее за рубеж", - заявил сэр Серота. Такая политика обусловлена стойкими убеждениями, что "великое искусство закончилось в середине ХIX века". "Я надеюсь, мы найдем способ сохранить 'Мадонну с гвоздиками' в стенах Национальной галереи, так как мы все еще богатая страна. Но сумма, о которой идет речь, - это огромные деньги. Представьте, что было бы, если бы к людям обратились с просьбой собрать такую же сумму на создание коллекций ХХ и ХХI веков в шести региональных музеях по всей стране?" - сказал сэр Серота.

Высказывания директора Tate Gallery вызвали столь бурную реакцию со стороны британского художественного сообщества, что через несколько дней он вынужден был опубликовать официальное письмо с заверениями, что он отнюдь не выступает против выкупа работы Рафаэля. Скорее, он призывает изменить приоритеты в политике приобретения государством произведений искусства и увеличить в музеях долю работ современных художников. Николас Серота надеется, что в будущем появятся и новые формы собственности на предметы искусства - несколько галерей из двух и более стран будут владеть работами совместно.