- Коррупция, оргпреступность и теневая экономика - три формы рака, каждая из которых способна погубить страну. Они могут развиваться независимо, но чаще сочетаются, усугубляя друг друга. В целом это три разновидности вырождения (или перерождения) капитализма. Всякий предприниматель хочет продать свой продукт как можно дороже - конкуренция его раздражает, он старается ее обойти. Но политики тоже не хотят нормальной конкуренции и в политической жизни обеспечивают себе выигрыш, покупая голоса сторонников за деньги. Эти два момента и рождают систематическую коррупцию.
В современных демократиях коррупция существует везде, и одних полицейских мер для борьбы с ней недостаточно - нужна специальная государственная политика. Да, надо платить госаппарату больше, в Италии, кстати, чиновники получают очень много, но главное - нужна система правил. Скажем, человек не может продолжать заниматься делами государства, если он замечен в коррупции. Чиновник должен быть открыт для проверок и давать отчет о приобретении недвижимости, о своих счетах в банках и так далее. Если хочешь работать в госаппарате - соглашайся с этими требованиями.
Кроме того, не только на Востоке, но и на Западе нужен новый управляющий класс. В России, например, режим сменился, но все ключевые посты по-прежнему занимают старые кадры - те самые, кто приватизировал имущество государства в свою пользу. Ведь пока есть возможность взять еще что-то у государства, госаппарат в любой стране будет вести себя одинаково - в этом смысле все мы братья.
Операция "Чистые руки" имела успех потому, что к началу девяностых годов в стране сложились уникальные условия. Прежде всего народ устал от коррупции и с одобрением воспринимал наши действия. Сыграло свою роль и профессиональное умение нашей группы: мы применили уникальную следственную технику - "Вирус и антивирус" (подробнее я рассказать не могу, поскольку речь идет о профессиональных секретах), и, пока преступники не раскрыли этот механизм, мы могли действовать эффективно, хотя много следственных работников и полицейских заплатили за это жизнью. На меня тоже неоднократно покушались.
Операция "Чистые руки" не была актом борьбы с Берлускони или с кем-то еще. Полицейские просто делали свою работу и не более того, никакой политики в этом не было. Цель операции состояла в том, чтобы обнажить всю глубину явления в расчете на то, что дальше пойдут другие - те, кто продолжит демонтаж коррупционной системы.
Когда мы начинали, то, конечно, чувствовали масштабы коррупции. И знали, что рано или поздно нас остановят, поэтому очень торопились, стараясь сделать как можно больше. Было арестовано около трех тысяч чиновников и открыто двенадцать тысяч дел о коррупции - в казну государства было возвращено много миллиардов украденных денег. Конечно, капля в море, но этого было достаточно, чтобы внятно объяснить итальянцам и всей Европе, что капитализм способен производить не только удобства, но и коррупцию - если не соблюдаются демократические правила.
Экс-премьер Кракси был великий политик, но он украл очень много денег и был за это наказан. Мы нашли его счета за границей, но кто в этом виноват? Или взять Милошевича. Можно соглашаться с его политикой или нет, но одна вещь очевидна - он украл деньги. Он привез эти деньги за границу и купил оружие. Так кто же виноват: тот, кто выполняет свой долг, или тот, кто ему мешает? Хватит ограничиваться борьбой с теми, кто украл яблоко в супермаркете, пора начинать бороться с теми, кто крадет государственные деньги. Иначе получается, что мы виноваты в том, что защищаем закон.
После проведения операции "Чистые руки" характер коррупции как явления в нашей стране изменился: в последнее время мафия не борется против государства, как раньше, а старается войти внутрь системы - работать внутри власти. Вот что меняется сейчас в нашей стране: мафия проникает внутрь государства. Но бороться с этим легче хотя бы потому, что мафиозные явления того времени в виде регулярных убийств судей и прокуроров отошли в прошлое. Кроме того, сам политический класс заметно очистился, да и граждане не защищают больше мафиози, как это было до начала девяностых годов.
На мой взгляд, сегодня в России действия, подобные операции "Чистые руки", невозможны, поскольку у вас нет независимой прокуратуры и независимого суда. Находясь под влиянием государства, они - как птицы с подрезанными крыльями. Будучи членом Европарламента и бывшим прокурором, я довольно хорошо знаю ситуацию с коррупцией в России, но, к сожалению, мало что могу рассказать публично.
Рим-Москва