На прошлой неделе Генпрокуратора сообщила, что глава Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин привлечен к уголовной ответственности в рамках дела о хищении 20% акций ОАО "Апатит". Ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия (часть 3 ст. 286 УК РФ). Напомним, что по делу "Апатита" уже проходят глава МФО "Менатеп" Платон Лебедев и бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский. Лебедеву помимо прочих обвинений инкриминируется присвоение выручки от реализации апатитового концентрата на сумму свыше 30 млн долларов, Ходорковскому - мошенничество с целью завладения акциями "Апатита".
Широкой публике Владимир Малин стал известен после скандальной приватизации нефтяной компании "Славнефть" в 1992 году. Тогда в ходе "предаукционной подготовки", проводимой РФФИ, из числа претендентов на покупку 75% акций "Славнефти" отсеялись сначала все крупные российские нефтяные компании, а затем и китайская нефтяная госкомпания China National Petroleum Corporation (CNPC). В итоге победителем аукциона стала фирма "Инвест-Ойл", созданная на паритетных началах компаниями ТНК и "Сибнефть". Цена сделки превысила стартовую цену всего на 9% и составила 1,86 млрд долларов вместо предсказываемых аналитиками 2,5-3 млрд.
Примечательно, что со стороны властей тогда не было высказано никакого недовольства результатами аукциона. Это неудивительно - "разъяснительную работу" с потенциальными участниками аукциона проводили и другие чиновники правительства Михаила Касьянова. В частности, как утверждалось, руководство CNPC отозвало свою заявку на участие в аукционе после беседы с министром экономразвития Германом Грефом. Поэтому можно предположить, что Владимир Малин в этой истории всего лишь выполнял указания вышестоящего начальства. Точно так же и в деле с "Апатитом" - едва ли г-н Малин мог руководствоваться личными корыстными интересами. Если так, то предъявленное Малину обвинение может оказаться первым симптомом грядущих больших событий - от пересмотра отношений властей с некогда дружественными коммерческими структурами до тотальной ревизии деятельности правительства.