Ставка на кофемолку

Марина Тупикова
5 апреля 2004, 00:00

Занять лидирующие позиции на рынке растворимого кофе у российских производителей не получится. Куда перспективнее для них сегмент нерастворимого кофе

На днях российский производитель кофе ЗАО "Московская кофейня на паяхъ" запустило завод полного цикла по производству растворимого кофе в Томилино (Московская область). До этого здесь у компании было фасовочное производство, где фасовался импортируемый кофейный экстракт. В переоборудование завода было вложено 50 млн долларов. И теперь "Московская кофейня на паяхъ" намерена ввозить зеленое зерно и делать из него растворимый сублимированный (полученный путем дробления замороженного кофейного экстракта) кофе под теми же брэндами - "Арабика", "Коломбо", "Суаре".

Сиюминутные плюсы

Решение открыть завод полного цикла на первый взгляд кажется целесообразным. Российский кофейный рынок считается молодым и перспективным - вот уже несколько лет он ежегодно прирастает на 12-15%, так что даже только-только выходящей на рынок компании там найдется место. Наиболее активно развиваются самые дорогие сегменты кофейного рынка - растворимого сублимированного и молотого кофе. По данным исследования компании AC Nielsen, в 2003 году продажи сублимированного кофе в России выросли на 31,3% в натуральном выражении, а продажи гранулированного растворимого кофе (более дешевого) - всего на 11%. Продажи порошкового растворимого кофе снизились на 5,7%. Продажи молотого кофе и кофе в зернах выросли на 38,3%.

В пользу открытия завода свидетельствует и сложившаяся структура рынка: львиная доля его - до 80% - сегодня приходится на растворимый кофе, а 20% - на нерастворимый. С экономической точки зрения производить растворимый кофе выгоднее, чем нерастворимый, поскольку у растворимого кофе многоступенчатая технология, благодаря чему создается большая добавленная стоимость. Пока, правда, практически вся эта добавленная стоимость остается за пределами России, так как 95% растворимого кофе привозится в нашу страну иностранными производителями, такими как Nestle, Kraft, Tchibo и др., или фасуется здесь российскими компаниями. И только 5% растворимого кофе на российском рынке полностью - от зеленого зерна и до готового к употреблению продукта - производится в России. Эти 5% производят три завода полного цикла, два из них остались в наследство с советских времен - "Моспищекомбинат" (сейчас принадлежит компании "Русский продукт") и "Комбинат детского питания и пищевых концентратов". А третий завод недавно построила в Калужской области компания "Русский продукт". Все остальные игроки российского рынка растворимого кофе, а среди них и иностранные, и российские компании, обзавелись лишь своими фасовочными производствами на территории России.

Перспективные минусы

Выходит, что российский рынок растворимого кофе сегодня почти полностью принадлежит иностранцам, и занять здесь существенные позиции у россиян скорее всего не получится - они пока недостаточно сильны для того, чтобы конкурировать с глобальным маркетингом и технологиями иностранных производителей. Так что открытый завод в Томилино, как, впрочем, и любой другой, позволит, конечно же, его владельцам заработать на благоприятной рыночной конъюнктуре, но в будущем куда более перспективным станет производство нерастворимого кофе. И российским производителям уже сейчас нужно в большей степени делать ставку на такой сегмент рынка, как молотый кофе и жареный кофе в зернах. Крупным транснациональным компаниям он не интересен в силу специфики продукта: у него короткий срок хранения (два месяца), производить его надо близко к месту сбыта, а основной его потребитель - кофейни, как сетевые, так и индивидуальные. К тому же позиции российских производителей в сегменте жареного кофе уже достаточно сильны: так, в пятерке лидеров-производителей кофе в зернах только российские компании, и на их долю, по данным AC Nielsen, приходится 79% рынка в натуральном выражении.

Лидерство наших компаний в сегменте жареного кофе вполне понятно - оно обусловлено их близостью к рынку сбыта, то есть к кофейням, число которых активно растет, особенно в обеих столицах. И именно благодаря росту сетей кофеен и активному развитию сегодня культуры потребления кофе структура рынка будет меняться в пользу увеличения потребления более качественного нерастворимого кофе. Аналогичным образом ситуация складывалась в конце 70-х годов прошлого века в Америке. В то время соотношение потребления растворимого и нерастворимого кофе там было таким же, как в России - 80% на 20%. Когда же на рынок вышла сеть кофеен Starbucks, в Штатах произошла кофейная революция. И сейчас только 20% потребляемого там кофе - это кофе растворимый.

Подобная ситуация возможна и в России - многие эксперты уже отмечают переход покупательского спроса с растворимого кофе на нерастворимый, некоторые даже называют это тенденцией, пока, правда, слабовыраженной. Поскольку рынок растворимого кофе иностранные компании вряд ли уступят российским игрокам, нашим производителям сегодня лучше сконцентрироваться на более перспективных для них направлениях.