Акционеры финансово-промышленного конгломерата, известного народу под двумя брэндами - "Группа МДМ" и "МДМ-банк", - на прошлой неделе приняли решение о ликвидации одного из них. Управляющая компания "Группа МДМ" отныне перестает существовать. Официальная версия причин ликвидации такова: группа завершила структурирование промышленных активов, находящихся в ее владении, а именно промышленных холдингов "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) и "Еврохим", и теперь больше не нужна.
Заметим, что ранее группа МДМ выполняла функции единоличного исполнительного органа СУЭК и "Еврохима" и лишь в феврале нынешнего года сложила с себя эти полномочия. Возникает резонный вопрос. С чем на самом деле связана такая кардинальная перестройка структуры одного из самых динамичных бизнесов, не имеющая аналогов в новой истории российского капитализма?
История становления бизнеса финансово-промышленного холдинга МДМ малоизвестна, а сам бизнес как единое целое непрозрачен и непубличен. По этой причине попытки найти ответ на поставленные вопросы неизбежно остаются лишь версиями реальных событий. Тем не менее мы решились не ограничиваться точкой зрения пресс-службы МДМ и попытались немного прояснить ситуацию.
Главная тайна группы МДМ это ее акционеры. Сейчас в качестве определяющих акционеров публично признаны два человека - председатель совета директоров МДМ-банка Андрей Мельниченко и председатель совета директоров группы МДМ и член совета директоров МДМ-банка Сергей Попов.
Нам кажется совершенно очевидным, что так было не всегда. Во-первых, банковский бизнес г-на Мельниченко, каким бы успешным он ни был пять-семь лет назад, не мог сгенерировать инвестиционный капитал, необходимый для формирования трех крупных отраслевых промышленных холдингов. Во-вторых, г-н Попов, судя по его биографической справке, в середине 1990-х годов работал трейдером в малоизвестной металлоторговой компании на Урале и, очевидно, самостоятельно не мог финансировать проекты такого масштаба.
Тем не менее, когда в 2000 году была создана группа МДМ, ее владельцами сразу же стали позиционироваться гг Мельниченко и Попов, и никто больше. Однако многочисленные косвенные факторы указывали на то, что среди партнеров по проектам группы МДМ должны были быть такие известные бизнесмены, как Искандар Махмудов, Олег Дерипаска и Роман Абрамович, а также ряд менее известных фигур. Например, в момент усиления промышленной деятельности МДМ среди крупнейших клиентов МДМ-банка официально появились УГМК (контролируемая Искандаром Махмудовым) и "Сибирский алюминий" (управляемый Олегом Дерипаской). Нет нужды перечислять все такие косвенные факторы. Вопрос лишь в том, чтобы понять, как именно в руках Мельниченко и Попова оказалась вся полнота власти по проектам, которые должны были финансироваться уже признанными на тот момент промышленными олигархами.
Из не связанных друг с другом источников тем не менее удалось подтвердить два факта. Первый факт: группа МДМ началась задолго до ее официальног
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе