Ресурс для флагмана

Ольга Иванова
10 мая 2004, 00:00

"Рыбодобывающим предприятиям следует сделать акцент на переработке рыбы и ориентироваться при этом на внутренний рынок", - считает председатель правления ОАО ТУРНИФ Владимир Николаев

Одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Приморского края - ОАО ТУРНИФ - на последней путине уверенно заняла третье место по объемам добычи минтая среди всех предприятий, работающих в Дальневосточном бассейне. В прошлом году ТУРНИФ выловил 60 тыс. тонн биоресурсов, а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составили 10 млн долларов. На предприятии самая высокая средняя зарплата среди всех рыбопромысловых компаний Дальневосточного бассейна - 30 тыс. рублей. Но жизнь компании не всегда была гладкой. В начале 90-х годов прошлого века она осталась без финансирования. Ничего не изменила и приватизация в 1993 году: предприятие практически не работало, суда распродавались. И лишь спустя два года в ТУРНИФ пришли новые собственники - они сумели выстроить работу компании и развить высокодоходный бизнес. Об этом "Эксперту" рассказал председатель правления ОАО ТУРНИФ, депутат краевого Законодательного собрания Владимир Николаев.

- Девять лет назад предприятие было в сложнейшем положении: пятнадцать миллионов долларов долгов по зарплате и налогам. От былого флота в шестьдесят судов осталось только двенадцать, и половина из них простаивала на причальной стенке порта. Отечественные банки отказывались нас кредитовать - тогда вложения в производственную сферу были не слишком популярны. Пришлось взять кредит у корейцев на кабальных условиях, но за это время мы доказали всем, что "рыбный" бизнес может быть рентабельным. В 2000 году мы рассчитались со всеми кредиторами. И секрета здесь никакого нет - просто грамотно выстроенный менеджмент. Сегодня российские банки сами предлагают услуги по кредитованию. И мы уже думаем о покупке и строительстве новых судов. Но чтобы инвестировать в строительство флота, нужно знать наверняка, что государство определилось с программой развития рыбной отрасли и что программа эта устраивает и рыбаков, и государство. К разработке такой программы необходимо привлекать руководителей профильных предприятий. Нам нужен горизонт планирования хотя бы десять лет.

- И что этому до сих пор мешало?

- Недопонимание ситуации в отрасли или нежелание разобраться в ней. Рыбаков постоянно подвергают испытаниям: только предприятия вышли из затяжного кризиса - в федеральном центре придумали аукционы по продаже квот на водные биоресурсы. Само их проведение обрекало российскую рыбодобычу на исчезновение или на браконьерство. Я неоднократно говорил, что при распределении квот на вылов рыбы необходимо учитывать, сколько на каждую тонну рыбы компания платит различных налоговых отчислений, какова зарплата на предприятии и многое другое. И сегодня при распределении квот это уже учитывается. Понимает и поддерживает рыбаков краевая администрация. Осенью прошлого года правительство отказалось от аукционов; тогда же региональные власти начали разрабатывать концепцию развития рыбной промышленности. Мы, кстати, тоже участвовали в ее разработке. В июне губернатор, как руководитель рабочей группы президиума Госсовета по реформированию рыбодобывающей отрасли, доложит о ней президенту Владимиру Путину.

- В чем суть этой программы? Как она изменит ситуацию в рыбной отрасли?

- Планируется, что вся рыба, выловленная отечественными предприятиями, будет поступать только в российские порты и там подвергаться глубокой переработке. С одной стороны, это существенно снизит количество браконьеров, которые сегодня сбивают цены на рынке. С другой - это даст огромную прибавку по налоговым поступлениям в бюджеты, новые рабочие места. А для бизнесменов - это шаг к строительству перерабатывающих заводов.

- Во что обойдется строительство таких заводов?

- По-моему, лучше оценивать, во что нашей стране может обойтись их отсутствие. Китай, Америка, Япония не хотят покупать у нас готовую продукцию, ссылаясь на несоответствие стандартам... На самом деле они понимают: если мы будем перерабатывать нашу рыбу здесь, мы будем развиваться. Пока они ее перерабатывают - развиваются они. ТУРНИФ уже позаботился о своем будущем. Мы за два года построили новый рыбоперерабатывающий завод - он открылся в ноябре прошлого года. В него вложено два с половиной миллиона долларов, и мы рассчитываем, что за два с половиной года он окупится. Установили современное немецкое оборудование, которое позволяет в условиях стерильной чистоты выпускать до шестнадцати тонн готовой продукции в сутки. Недавно брюссельская комиссия ЕС признала, что качество продукции рыбокомбината отвечает требованиям европейских стандартов HACCP. Но, несмотря на многочисленные предложения от зарубежных фирм, на внешний рынок мы не спешим. Наша стратегическая линия - глубокая переработка сырца на отечественных предприятиях и насыщение российского рынка рыбопродукцией. Сегодня это выгодно: ведь мы создаем товар с добавленной стоимостью. К примеру, из свежемороженого минтая, который стоит тридцать два-тридцать пять рублей за килограмм, мы делаем палочки филе. А килограмм филе стоит уже шестьдесят-восемьдесят рублей за килограмм. Это что, не экономика?

- А какое отношение к экономике имеет ваша социальная программа по продаже рыбы без посредников? ТУРНИФ платит немалые налоги - вы считаете, этого недостаточно?

- Продавая часть продукции без посредников, мы поддерживаем социальную программу "Приморью - достойную жизнь". Ежедневно почти десять тонн рыбопродукции ТУРНИФ приморцы покупают по ценам на тридцать процентов ниже рыночных. Я понимаю, что иностранные бизнесмены от такого в шоке - зачем тратиться на какую-то социалку? Но мы живем в другой стране и работаем в других условиях. Да, мы платим налоги, но у нас треть населения живет за чертой бедности. Пока в обществе есть такой перекос, пока чиновники не в состоянии выполнять свою работу, мы будем напрямую поддерживать приморцев. Это наша принципиальная позиция.