В назначенных на 29 августа 2004 года новых выборах президента Чечни появилась интрига. Кремль еще не назвал своего кандидата, но уже сегодня можно утверждать, что выбор будет сделан из двух фигур. Речь идет о главе МВД Чечни Алу Алханове и депутате Госдумы от партии "Единая Россия" Халиде (Руслане) Ямадаеве. Первого выдвинули "представители чеченской общественности", собравшиеся в населенном пункте Мекен-Юрт Надтеречного района, второго - некоторые главы администраций Чечни, республиканские министры, общественные деятели и, главное, региональное отделение "Единой России". Несмотря на то что оба кандидата вполне устраивают федеральный центр, это выбор между честным служакой, воевавшем против боевиков в обе военные кампании, и бывшим полевым командиром, который вместе со своим кланом перешел на сторону федеральных войск в 1999 году, сдав без боя Гудермес.
В начавшейся президентской гонке в Чечне свое веское слово скажет и клан Кадырова, который представлен сегодня Рамзаном Кадыровым и его вооруженным формированием. Ему, надо думать, невыгодно усиление семьи Ямадаевых, которая все последние пять лет демонстрировала лояльность его отцу, потому что тот пользовался личной благосклонностью президента Путина. Как показывает опыт государственного строительства в Чечне, именно этого должен добиться сегодня любой кандидат на пост президента мятежной республики, чтобы взять в ней власть. И поддержка "Единой России" здесь вовсе не ключевой фактор. Социологические опросы компании Validata накануне предыдущих выборов президента Чечни (осенью 2003 года) убедительно свидетельствовали, что чеченцы не будут голосовать за того кандидата, который неугоден Кремлю.
Третий кандидат на нынешних выборах - глава концерна "Милан" Малик Сайдуллаев (он был снят за две недели до прошлых выборов и вконец рассорился с Кремлем) - вряд ли внесет элемент неожиданности. В отсутствие Кадырова чеченцы наверняка выберут того, на кого укажет Кремль.