Мир непознаваемый

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
12 июля 2004, 00:00

Впервые книга вышла на русском языке в марте 1953 года. Выход произведения великого физика и философа-идеалиста был знаковым для того времени, когда сама атомная физика избежала гонений только потому, что от нее зависело создание атомной бомбы. Но и сегодня книга не утратила своего значения: философские проблемы современной физики мало отличаются от проблем, существовавших во времена Гейзенберга. А кто, как не он, один из творцов современной физики, понимал эти проблемы?

Извечный вопрос и естественных наук, и философии - познаваемость мира. На него пытались ответить еще древние греки. Гейзенберг пишет по этому поводу: "Претензии нашей науки (физики. - 'Эксперт') на познание природы в обычном смысле этого слова становились (со временем. - 'Эксперт') все меньше". Объяснение природы все больше заменяется ее описанием с помощью математических методов. "Однако, - пишет автор 'Философских проблем атомной физики', - на одно обстоятельство современное естествознание может, во всяком случае, претендовать с полным правом: оно создало новые формы мышления и открыло новые горизонты". Как замечает Гейзенберг, "прогресс в науке о природе был куплен ценой отказа от того, чтобы при помощи естествознания представить явления природы в их непосредственной жизненности". Математика стала единственно возможным способом познания, Гейзенберг принимает данный факт как неизбежность, но подчеркивает, что при этом резко возрастает роль философии, которая должна истолковать математическое описание и создать цельную картину мира.

Многое из того, что говорил Гейзенберг более пятидесяти лет назад, уже попало в учебники физики и философии. И все же никакой учебник не заменит первоисточник - саму книгу.