Платный поиск мешает Google

Наука и технологии
Москва, 16.08.2004
«Эксперт» №30 (430)

Авторитетная фирма Jupiter Research, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях в области новых технологий, в начале августа опубликовала свой прогноз спроса на так называемый "платный поиск" - размещение рекламы в результатах, выдаваемых поисковыми серверами Интернета. Рекламодатели могут "купить слова" - уплатить поисковой системе, с тем чтобы в результате поиска (когда пользователи ищут и находят определенное слово) их сайт рекламировался на видном месте. Самые популярные слова - например, "отдых", "работа" или "страхование" - продавались за суммы с многими нулями.

Теперь, как считает Jupiter, популярность такой рекламы начинает падать. Рынок платного поиска насыщается, и хотя он он еще продолжит расти, но уже не так быстро, как ранее. Если за прошлый год он вырос на 65% и составил 2,6 млрд долларов (из которых почти половина приходится на США), то в течение нескольких ближайших лет ожидается снижение его роста до 11% в год.

Процесс этот закономерен. До недавних пор у рекламодателей не было возможности надежно оценивать эффективность платного поиска, где плата обычно взимается за "клик" - щелчок мышью на ссылку на сайт рекламодателя. Но, как сообщается, в последние месяцы способы аудировать рекламу были наконец разработаны. Оказалось, что в платном поиске велика доля жульничества - фиктивных проходов. Одни мошенники разрабатывают для этого программы, имитирующие щелчки, а другие просто нанимают за 100-200 долларов в месяц роты китайцев и индийцев, которые целыми днями щелкают мышью вручную. По некоторым инсайдерским оценкам, каждый пятый посетитель платного поиска - фиктивный.

Эти новости сильнее всего бьют по лидеру платного поиска - компании Google, которая именно сейчас готовит первичное размещение акций. Компания настолько стремительно теряла инвестиционные очки в течение лета, что журналисты стали говорить о "депрессии Google". На днях Google в обмен на отказ от патентного иска передала свои акции на сумму около 300 млн долларов своему конкуренту Yahoo (чья дочерняя компания Overture имеет примерно такую же долю рынка платного поиска, что и Google). Затем компания оскандалилась с инвестиционными презентациями: на них не были допущены мелкие инвесторы. Для Google это был пиар-кризис, ведь в своем инвестиционном меморандуме компания торжественно обещала делать бизнес по принципу "не сотвори зла" и не идти на поводу у крупных инвесторов. Компания многократно заявляла, что намерена, в отличие от "жадных инвестбанков", во исполнение этого обещания допустить мелких инвесторов к подаче заявок. Поскольку Google выставила рекомендованную цену на свои акции в коридоре 108-135 долларов (оценив себя в 29-36 млрд долларов - примерно в 100 раз больше своей прибыли за последний год), а большая часть доходов от IPO будет выплачена не компании, а нынешним инвесторам Google - венчурным фондам и частным лицам, аналитики почти единогласно вынесли вердикт: мелкие инвесторы должны держаться подальше от Google. На этом фоне сдержанный отчет Jupiter Resea

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (430) 16 августа 2004
Экономический рост
Содержание:
Фрадкономика

Российская экономика сохраняет перспективы роста, но суммарное влияние конъюнктуры мировых рынков, "дела ЮКОСа" и банковского кризиса делает ее все более и более сырьевой

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама