Еще недавно свежеиспеченные новые русские почти поголовно отправляли своих малолетних отпрысков в британские частные школы, вызывая у англичан шок желанием заплатить астрономическую сумму сразу за все десять лет. Чуть позже школьников все чаще стали оставлять дома, так как решили, что в детстве лучше жить в родительской семье. А вот студенты - другое дело. Об интересе к британскому образованию говорит выросший за последний год поток россиян, отправляющихся учиться в эту страну. И англичане считают Россию одним из приоритетных рынков - растущая экономика, все большее количество платежеспособных студентов, хорошие впечатления о подготовке абитуриентов. Очередная выставка британского образования Education UK, шестой год подряд организуемая Британским советом, в этот раз потребовала переноса на более просторную площадку из-за рекордного количества участников - приедет аж 86 учебных заведений Соединенного Королевства. Кстати, иностранные студенты, которые в отличие от коренных жителей страны оплачивают полную стоимость обучения - 8-10 тыс. фунтов в год, - ежегодно приносят экономике Британии почти 3 млрд фунтов.
Шотландский фрагмент
Мы часто говорим: Великобритания, а подразумеваем: Англия. Между тем это неверно - как вообще, так и в образовательном контексте. Шотландцы гордятся и своей системой образования, и его качеством. Конечно, здесь присутствует и извечная конкуренция с Англией, и национальная гордость, но сухие цифры в данном случае вполне подкрепляют эмоции. Маленькая страна, где, по представлениям туристов, суровые горцы в клетчатых килтах пасут лохматых коров, фигурирует не только в исторических романах и фильмах, но и на вершинах мировых образовательных и научных рейтингов. (Рейтинг - главное слово для британского образовательного учреждения. Он не только обеспечивает контроль за качеством образования, но и весьма облегчает выбор нужного вуза или колледжа. Рассказывая о любом из них, вам представят целый ряд оценок по различным критериям.) Вот, например: доля студентов, не закончивших университетское образование, в Шотландии - минимальная во всем мире (так же мало только в Японии). Инженеров на душу населения здесь производят больше всего. Страна занимает третье место в мире по объему исследований и держит первенство в области генной инженерии, оптической электроники и астрофизики.
Можно подтрунивать над обостренным самолюбием шотландцев, однако совершенно верно то, что они изобрели одну из лучших образовательных систем, которую взяли на вооружение Австралия, Америка и Канада. Отличие от английской системы - существенно большее количество экзаменационных предметов, как на выпускных школьных экзаменах по окончании обязательного образования в 16 лет, так и после еще двух лет обучения, на экзамене Highers - для тех, кто хочет поступать в шотландский вуз. Шотландцы сдают пять предметов, англичане, получая свой A-level, - три. Что касается высшего образования, то в Шотландии степень бакалавра присваивается после четырехлетнего обучения, а в Англии после трех лет учебы.
Общая черта британского образования - предоставление учащемуся возможностей для выбора. Школьники начиная с 13 лет выбирают большую часть учебных предметов. Это еще более культивируется на уровне высшего образования. Первый год вуза задуман как "учебно-тренировочный": студенты выбирают для себя несколько предметов - от трех до шести - и, изучая их, определяются с дальнейшим выбором. На втором году число специализаций сужается до двух. Третий и четвертый посвящаются одному направлению. В результате, придя изучать бизнес, можно в итоге получить степень по архитектуре, прослушав в течение учебы также курсы востоковедения, политики и кельтских языков. Схема получения высшего образования предусматривает возможность получить двойную степень - combined degree. Примечательно, что, по словам преподавателей, в качестве второй специализации многие выбирают курс "предпринимательство в науке". Предусмотрена также схема "два года учебы-год работы-два года учебы", позволяющая сделать передышку, подкопить денег и еще раз обдумать окончательный выбор специализации.
Для иностранного студента один из притягательных моментов именно шотландского образования - объявленная властями программа Fresh Talents ("Свежие таланты"), в рамках которой выпускникам шотландских вузов будет дана двухгодичная виза с правом работы в Шотландии. Рассказывая о программе, постоянно подчеркивают, что это ни в коем случае не поощрение эмиграции, а возможность расширить кругозор и наработать опыт в "стране изучаемого языка". Мы встретились с двумя специалистами в области изучения стволовых клеток, одного из приоритетных направлений научных изысканий вуза. Выглядели они, как и положено людям, имеющим возможность полностью погрузиться в интересное им дело, - вне времени, пространства, государств и национальностей. Пока они не заговорили, признать в них русских было совершенно невозможно. Вопросы, которые мы им задали, звучали для наших собеседников несколько наивно. Как туда попали? Странный вопрос, подали заявку в университет, работающий в интересующей их сфере. Что нужно, чтобы учиться? Деньги в первую очередь. Но это не гарантия, а плата за обучение, а дальше все зависит от заинтересованности вуза в потенциальном аспиранте. Есть ли у него необходимый опыт работы в нужной сфере или особые научные достижения? В принципе есть шанс получить деньги от какого-нибудь фонда, но дело это сложное, потенциальный научный руководитель идет на это, только будучи убежден, что кандидат в аспиранты - именно тот человек, который ему нужен. А вот рассказывая об различиях в жизни местных ученых и российских, наши собеседники помимо, увы, традиционного ответа - нехватка денег в российских вузах - отметили еще и "другое отношение к работе, ощущение включенности в систему". Это отношение к научным изысканием не столько шотландская, а вообще британская специфика, и возникла она в результате установления особых отношений между университетами и бизнесом.
Штрихи ландшафта
Бросаются в глаза отличные от российских ландшафтные особенности британского образования. Явно выраженный образовательный центризм отсутствует - университеты примерно равномерно рассредоточены по всей стране. Всем, конечно, известен золотой образовательный треугольник Кембридж-Лондон-Оксфорд, расположенный на юге, но это не значит, что все британцы стремятся попасть именно туда. У нас, конечно, тоже есть университеты в Магадане и Якутске, но молодые люди все больше стремятся стать московскими или петербургскими студентами. В Британии не так. Принц Уильям, например, сейчас учится в колледже Святого Эндрюса, почти самом северном в стране. По географическим меркам это как раз британский Магадан, а по уровню образования этот старейший шотландский университет вполне устраивает лиц королевской крови.
А вот что центрируется, так это сама образовательная деятельность. Учебные здания, исследовательские лаборатории, стажировочные центры, библиотеки, студенческие кампусы - все сосредоточено в одном месте. Каждый университет - это, по сути, отдельный городок. А часто и целый город, со всей городской инфраструктурой - транспортом, магазинами, клубами, фитнес-центрами и прочим. То, что студенты, преподаватели и ученые живут и работают вместе, создает особый дух университетской корпоративности, неповторимую академическую среду.
И, кстати, в этой, в общем-то, маленькой стране, по площади в семьдесят раз меньше нашей, не экономят на пространстве для образования. Каждый учебный городок расположен в огромном парке, где много аллей, цветочных клумб и дендрариев. А на знаменитых газонах очень удобно валяться с книжкой или ноутбуком. И когда гуляешь по такому образовательному парку, то начинаешь сомневаться: действительно ли канула в Лету две с половиной тысячи лет назад академия Платона, где учебный процесс осуществлялся в основном в прогулках по саду, во время которых и велись знаменитые беседы?
Больше чем язык
То, что в Британии много языковых школ, попросту говоря, курсов английского языка для иностранцев, неудивительно: Соединенное Королевство - европейский лидер в обучении иностранных студентов, а для успешного обучения хорошее знание языка необходимо.
В языковой школе в Глазго (Glasgow School of English) учатся студенты 45 национальностей. От российских студентов, кстати, преподаватели в восторге: "Они с удовольствием учатся, много говорят сами, группу совсем не надо 'расшевеливать'". Учебный график предельно гибкий, можно купить любое количество недель и в любое время. В пятницу сдал тест, в понедельник начинаешь учиться. Предоставляемых услуг много: можно сдать Кембриджский экзамен, экзамен на сертификат Лондонской торговой палаты - LCCI, на сертификат Питман, подготовиться к IELTS (бесплатно, если куплен курс продолжительностью 25 недель и более). Школа гордится своим сервисом: в течение суток отвечают на каждое письмо; директор или президент лично встречают студентов в аэропорту; оказывают помощь с получением визы, размещением, в работе с банками; содействуют в получении работы на неполный день; организуют спортивные занятия. И дают советы по проведению "найт-лайф", коей Глазго славится - чего только стоит хотя бы национальная шотландская дискотека. Мы побывали на занятиях: увлекательно и методически выверено. В общем-то, учеба не особо напряженная - три учебных часа в день, утром или днем. Дополнительный эффект достигается за счет того, что все остальное время студенты живут, работают и развлекаются в английской языковой среде.
А в London School of English (LSE), одной из самых престижных и дорогих школ, учатся уже не студенты, а достаточно солидные и успешные люди: кому-то специализация языковая понадобилась, кто-то хочет уровень поднять, а некоторые вообще с нуля начинают - на все случаи есть учебные программы. Здесь вживую ощущаешь, что все гениальное просто. Качество школы держится на трех китах: менеджмент, коммуникативные технологии и современная техника. Звучит почти банально, как и предмет гордости школы - профессионализм преподавателей, но эта простая конструкция оттачивалась почти сотню лет и сейчас работает с точностью и изяществом часов Бреге. Респектабельность ощущается уже с порога. Глаз, привыкший видеть в образовательных заведениях преимущественно строгих дам, приятно удивлен видом энергичных, зрелых, деловых мужчин, больше напоминающих преуспевающих банкиров или адвокатов, нежели работников образования. Все на высоте - от функционально оснащенных техникой кабинетов до уютной зеленой террасы, где можно покофейничать с сигаретой. Как говорит Тимоти Влейк, директор LSE, школа - это больше чем язык, это еще и мультикультурное взаимодействие и налаживаемые здесь деловые контакты.
Британское образование базируется на четырех принципах: открытость, тесная связь с бизнесом, гибкие образовательные схемы и постоянный контроль качества
Further education - все дальше и дальше
Выражение "колледжи дальнейшего образования" звучит странновато, но на самом деле это учебные заведения, несколько напоминающие наши техникумы, только "на шаг впереди". Их много, они практикоориетированны и дают возможность продолжать образование, отсюда и название.
В каждом college of further education свой широкий спектр учебных программ. Можно закончить только его и получить профессию и степень Higher National Certificate (год обучения) или Higher National Degree (двухлетняя программа). Одновременно степень HNC дает возможность поступить на второй курс университета, а HND - на третий и, закончив вуз, получить точно такой же диплом, какой имеют соученики, пришедшие на первый курс после школы. Такой путь приятен еще и значительной - до нескольких тысяч фунтов - денежной экономией. Возрастных ограничений нет, в колледжах учатся студенты от 16 до 60 лет.
Коньком профессиональной подготовки является наличие "станка" - считается, что конкретное ремесло можно освоить, только этим ремеслом занимаясь. Для этого в каждом колледже существуют стажировочные площадки, как муляжные, так и настоящие. То есть не по книжкам и плакатом азы профессии познаются, а в реальной, причем продвинутой практике.
К примеру, на отделение технической стоматологии и челюстно-лицевого протезирования Langside College приезжают поучиться и спецы из авторитетной в этой области Финляндии. В мастерских изготавливаются разные вещи - от пластинок для исправления прикуса до протезов для людей, чье лицо пострадало от травм или болезней, - искусственное ухо или фрагмент лица, которые с двух шагов неотличимы от настоящих. Оборудование учебной лаборатории для непосвященного человека выглядит как набор железных ящиков с проводами, тем не менее оно самое современное и стоит столько, что непритязательный с виду учебный зал моментально кажется сокровищницей. А рядом с суперсовременным прессом скромно притулился ручной - на случай, если потребуется тонкая виртуозная работа.
На другом отделении того же колледжа осваивают садоводство и ландшафтный дизайн. Студент в начале обучения получает в свое распоряжение до боли знакомую глазу россиянина делянку - полузасохший бурьян, камушки и коряжки. Через год выпускник оставляет на этом месте дворик, сделавший бы честь любому особняку, а сам получает HNC in Garden Design.
Национальные особенности
У Англии репутация страны классического образования. И если говорить не о международной, а о национальной специфике, то вкус чисто английского образования остро чувствуется в старейших университетах страны. Национальная легенда - Оксфордский университет, уже девятое столетие конкурирующий со своим собратом Кембриджем. Это образец образовательного классицизма. В университете 220 (!) библиотек, самая крупная из них - Бодлианская, насчитывающая больше двух миллионов томов и хранящая книги в подземных многоэтажных архивах. А список преподавателей и выпускников чего стоит! Оскар Уайльд, Льюис Кэрролл, Адам Смит, Маргарет Тэтчер, Билл Клинтон...
Учится в оксфордских колледжах, коих насчитывается сорок, почти 18 тыс. студентов. Оплотом аристократии и одним из самых роскошных считается Модлен-колледж, или колледж Святой Магдалины. Его президент Энтони Смит рассказывает, что обучение в колледже отличается большой коммуникативной свободой - освоение знаний строится на спорах и дискуссиях. И еще много внимания уделяется самостоятельной работе студентов - еженедельно сдается эссе по прорабатываемой теме. Сдать эссе - это не значит отдать напечатанный текст, студенту предстоит в беседе с тьютором или научным руководителем защитить его основные положения и гипотезы. В году 40 учебных недель, так что за год студент готовит 40 эссе.
Открытость
Образ университета как храма науки уже канул в Лету. Равно как и типовые картинки - ученый среди колб и реторт или профессор в окружении студиозусов. Современные вузы сейчас сильно напоминают предпринимательские корпорации, поскольку, перестав быть замкнутым мирком, они вынуждены активно взаимодействовать с большим миром. Например, с промышленниками и бизнесменами.
В Эдинбургском университете последние - частые гости и уж точно приходят на защиту дипломных проектов. Гости "высматривают" таланты, финансируют некоторые исследования, делятся планами, устраивают что-то вроде дней карьеры и даже участвуют в разработке и корректировке учебного процесса. К примеру, не так давно сетовали на неумение молодых специалистов работать в группах, после чего в учебных программах был усилен акцент на групповые проекты студентов.
Вообще университеты становятся все более открытыми и все тщательнее изучают те сферы, в которых продукт их образовательной деятельности будет использован. В весьма престижной Международной школе бизнеса того же Эдинбургского университета, которая, по оценкам Financial Times, в течение последних четырех лет входит в список 25 лучших в Европе, проводят активные исследования рынка труда. Последняя их работа была связана с выявлением запроса работодателей крупных и средних компаний Европы и Америки. И, по словам Ингера Сейферхелда, директора MBA in International Business, существующий сегодня на рынке запрос сводится к пяти ключевым компетентностям, которые не зависят от экономической специфики (то есть от сферы бизнеса): лидерская компетентность, умение работать в группе, коммуникативная компетентность, самоорганизация (умение владеть собой, понимать себя, психологическая устойчивость и проч.) и умение правильно подавать себя и результаты своей работы. Собственно, освоение этих пяти компетентностей и является сейчас костяком учебных программ школы.
Инвестиционный подход
Финансируются университеты из четырех источников. Ежегодные ассигнования государственного бюджета на обучение студентов составляют более 3 млрд фунтов стерлингов, но гораздо больше вузы сами зарабатывают, обучая студентов. Ноттингемский университет, например, за год пополняет свой бюджет на 40 млн фунтов стерлингов. Большую часть этих денег приносят иностранные студенты. Еще один источник - деньги на исследования, получаемые от Совета по исследованиям или из других источников (государственных или частных). И наконец, вузы сейчас отрабатывают так называемый третий поток, то есть инвестиции бизнеса в НИОКР.
Британское правительство все больше проповедует инвестиционный подход к образованию. Получение студентом высшего образования - это инвестиции в его собственное будущее, а значит, в него должны вкладываться сам студент (или его семья). Английское общество сейчас с тревогой обсуждает решение правительства Блэра полностью перейти на платное образование через два года. Этот переход будет смягчен наличием социальных программ для совсем малоимущих, а главное, наличием большого пакета финансовых инструментов, позволяющих среднему классу получать образование, - кредиты, займы, гранты и проч. И наверняка англичане, некоторое время неодобрительно посудачив, как законопослушная нация вскоре вынуждены будут заводить в семейных бюджетах образовательные статьи.
Очень активно правительство содействует организации взаимодействия между университетами и частными компаниями. Например, есть государственная программа "Партнерство по передаче знаний" (Knowledge Transfer Partnerships), которая объединяет бизнесменов, ученых и преподавателей. В каждом конкретном случае устанавливается контакт между частной компанией и одним или несколькими участниками программы - талантливыми студентами, а впоследствии выпускниками, которые приглашаются на работу. Там они занимаются разработкой и реализацией проекта стратегического развития компании. При этом университет участвует в руководстве проектом совместно с представителями фирмы и по необходимости предоставляет в распоряжение компании нужных специалистов. Продолжительность такого проекта, как правило, от одного года до трех. А финансирование партнерства осуществляется совместно государством и компанией. За прошлый год общая сумма государственных инвестиций по этой программе составила 25 млн фунтов стерлингов.
Благодарим за организацию пресс-тура Британский совет (British Council), британское управление по туризму Visit Britain и авиакомпанию British Airways