"Новый курс" губернатора Хлопонина

Алексей Тарасов
27 сентября 2004, 00:00

Власти Красноярского края намерены легализовать теневой бизнес. Для решения этой задачи уже подготовлено несколько законопроектов

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин обозначил "новый курс" своей администрации. Ее целью теперь становится создание условий для легализации "серого" бизнеса в регионе. Для решения этой задачи в администрации подготовлено несколько законопроектов, призванных сделать прозрачность выгодной для бизнеса.

Поводом для начала работы по легализации послужили экспертные оценки теневой части экономики региона. Так, статистический объем товаров и услуг, произведенных малым и средним бизнесом края, колеблется, по данным разных официальных органов, от 16 до 19 млрд рублей в год. Реальный же объем скорее всего превышает 100 млрд рублей. Размер среднестатистической зарплаты, показываемой предпринимателями, также раз в шесть-семь ниже фактической по краю.

Эти оценки, конечно же, приблизительны. По сути единственные реальные цифры, которыми располагает статистика, - средства на счетах малого бизнеса - с 1999-го по 2003 год неуклонно росли, увеличившись в 13 раз. Сегодня они составляют сумму, сопоставимую с краевым бюджетом, который превышает 50 млрд рублей. И это при том, что с 2000-го по 2002 год количество малых предприятий в крае сократилось с 13984 до 8801 (в прошлом году динамика изменилась, но их число все же не достигло уровня 2000 года). Нетрудно догадаться, что налогами облагается лишь незначительная часть оборота, остальное - в тени. Обязывать бизнес выйти из тени себе в убыток - занятие глупое. А сделать прозрачность бизнеса выгодной для предпринимателей вполне реально.

Льготы за открытость

Путь красноярского предпринимателя из "тени" в "свет" глава региона видит так: для предприятий с годовым оборотом от 15 до 50 млн рублей краевая часть налогов должна быть отменена на три-пять лет, а когда оборот превысит 50 млн, компания снова будет обязана платить налоги, но взамен получит компенсацию части процентной ставки по инвестиционным кредитам. Рассчитывать на налоговые послабления красноярский бизнес может при одном условии - официальная зарплата работников должна составлять не менее двух прожиточных минимумов. Другими словами, предприятия, открыто выплачивающие работникам зарплату в размере от 5 до 10 тыс. рублей в месяц, будут частично освобождаться от уплаты налогов на прибыль и имущество.

А вот компании, решившие перейти с упрощенной системы налогообложения на обычную, освобождаются от уплаты всех региональных налогов. Кроме того, наиболее решительные бизнесмены получат бюджетную поддержку по инвестиционным кредитам. В бюджете этого года для компенсации процентной ставки по кредитам уже предусмотрено 100 млн рублей: 90 млн для среднего бизнеса и 10 - для малого.

По словам заместителя начальника главного управления развития экономики и планирования администрации края Рафаэля Шагеева, как только предприниматель выплачивает проценты за кредит и предъявляет копии платежных документов, администрация перечисляет на его расчетный счет субсидию в размере ставки рефинансирования Банка России на безвозвратной и бесплатной основе.

В администрации губернатора Хлопонина подсчитали, что освобождение малого и среднего бизнеса от региональных налогов и сборов обойдется бюджету края в 130 млн рублей. Сумма незначительная для красноярской казны. "Налоги в крае в первую очередь приносит крупный бизнес - экспортеры цветных металлов, - говорит президент союза предпринимателей 'Работодатель', депутат краевого законодательного собрания Виктор Зубарев. - Налогооблагаемая база малого и среднего бизнеса невелика, но при этом именно он обеспечивает высокую занятость населения".

Стоит ли овчинка выделки?

Занявшись проблемой легализации малого и среднего бизнеса, красноярские власти надеются решить несколько задач. Выход бизнеса из тени приведет, например, к укреплению правового поля, так как фактически предприниматели будут меньше нарушать существующие законы.

В перспективе, примерно через пять лет, когда закончится предоставленная льгота по налогам, в разы увеличится налогооблагаемая база в регионе - просто потому, что значительная часть оборотов будет выведена из тени.

Еще один очевидный и крайне важный мотив инициативы Хлопонина - ускорение процесса капитализации малого предпринимательства. Пока доход предприятия составляет меньше 500 тыс. долларов в год, говорит губернатор, бизнесмен недостаточно мотивирован, чтобы легализовать свой бизнес и капиталы. Но как только оборот переваливает за 1 млн долларов, процесс легализации дохода начинается почти автоматически, если, конечно, создать условия. С таким оборотом и соответствующими доходами человек захочет иметь хорошую квартиру, купить яхту, отдохнуть в Швейцарии, говорит Александр Хлопонин. И государство должно содействовать быстрейшему переходу малого бизнеса через миллионный рубеж, давая через конкурс проектов льготы - инвестиционные, налоговые, тарифные.

Заманчиво, но страшно

Однако именно неспособность федерального правительства работать на капитализацию - главная проблема, о которую могут разбиться благие намерения красноярцев. Г-н Шагеев, например, опасается, что не все суммы, выделяемые региональной властью на развитие некрупного бизнеса, будут освоены: сегодня желание воспользоваться предоставляемыми краевой управой возможностями изъявили менее трех десятков малых предприятий Красноярья. Понять осторожничающих предпринимателей легко - сейчас трудно просчитать все риски выхода в "свет".

С одной стороны, освобождение от региональных налогов, конечно, очень выгодно - предприятие, в частности, полностью освобождается от налога на имущество, может более чем наполовину снизить платежи по налогу на прибыль, на 60% - уплату НДПИ. Но, с другой стороны, нельзя открыться лишь чуть-чуть: однажды "засветив" реальные доходы, предприниматель немедленно встанет перед необходимостью полностью платить все налоги всех уровней. Такой поворот событий немедленно разорит многие компании.

"Есть проблема соотношения предпринимателей и различных проверяющих и контролирующих инстанций", - говорит председатель общественной организации "Союз защиты предпринимателей Красноярского края" Андрей Первухин. За работой предпринимателей сегодня следят около 45 государственных органов. Открываться перед таким количеством ненасытных чиновников страшно, хотя теоретически честная отчетность может лишить часть из них оснований для придирок.

Кстати, решить проблему взаимодействия бизнесменов с чиновниками Хлопонин предлагает через создание лицензированных частных организаций, специализирующихся на оформлении необходимых отчетных документов. По подсчетам заместителя губернатора Эвенкии, а прежде депутата Госдумы и одного из наиболее удачливых и богатых сибирских бизнесменов Геннадия Дружинина, речь идет о 40 документах общим объемом 1962 страницы ежеквартально.

Эти мрачные прецеденты

Как сложится судьба "нового курса" Хлопонина, учитывая опыт других регионов, пока непонятно. Как известно, то, что предлагает губернатор Хлопонин, по сути является "внутренним офшором". Калмыкия, Чукотка, Углич, Алтай в свое время поступали аналогично - освобождали компании от региональной части налогов. Но в мае министр финансов Алексей Кудрин официально объявил, что использование подобных льгот есть вопиющее нарушение принципа социальной ответственности бизнеса. Такая оценка региональных инициатив чревата нежелательными последствиями для тех, кто их проводит.

Идея Хлопонина субсидировать часть ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам тоже не приветствуется федеральными властями и расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. Именно по этой статье идет губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, на которого заведено уголовное дело. Чем это обернется для ярославских компаний, воспользовавшихся субсидиями, никто не знает. Могут ведь и попросить вернуть.

Может, красноярскому губернатору повезет больше и его попытка легализовать и оживить местный бизнес будет благосклонно принята центром. Молчание Москвы стало бы заметным позитивным сигналом на довольно мрачном в последнее время деловом фоне. А красноярцы смогли бы получить ощутимый экономический эффект от предлагаемых инициатив - предшественникам Хлопонина на этом пути удавалось заметно повысить инвестиционную привлекательность своих регионов и добиться высоких темпов развития экономики. Государству это должно быть выгодно.

Красноярск