Индустрия временного пользования

Илья Ступин
18 октября 2004, 00:00

Московский рынок аренды строительной техники находится в зачаточном состоянии, однако имеет неплохие перспективы роста

Цены на жилье в Москве в течение последних трех лет непрерывно росли. Строители неизменно объясняли эту тенденцию увеличением себестоимости строительства, признавая, что подорожание кирпичей, цемента и строительной техники они закладывают в стоимость квадратного метра, компенсируя тем самым свои издержки. Однако теперь, когда цены на жилье стабилизировались, девелоперам, видимо, придется отказаться от этой уловки и задуматься о способах повышения эффективности бизнеса.

Несколько лет назад с похожей проблемой столкнулись и западные строительные компании. Стагнация на рынках строительства в ряде европейских стран заставила ключевых игроков рынка пересмотреть некоторые принципы организации строительного процесса. В частности, многие концерны отказались от приобретения дорогостоящей строительной техники и стали брать ее в аренду. Это позволило им существенно снизить издержки и стать более гибкими. Компании получили доступ к современной технике, а также возможность строить "с колес", возвращая взятое в аренду оборудование, как только в нем отпадает необходимость. Кроме того, строители переложили на плечи арендных компаний сервисное обслуживание машин

Спрос на арендные услуги оказался настолько высоким, что до сих пор темпы роста рынка аренды в несколько раз превышают темпы роста европейского строительного бизнеса. Так, по данным журнала European Rental News (ERN), совокупный доход пятидесяти крупнейших европейских компаний, сдающих строительное оборудование в аренду, в прошлом году составил 6,2 млрд евро. Годовой рост превысил 15% и сопровождался процессом консолидации ведущих игроков, а также увеличением доли рынка крупнейших компаний (например, объединились шведский концерн Altima и финский Ramirent). Кроме того, как отмечается в отчете ERN, на европейском арендном рынке усилилось присутствие производителей оборудования. Например, оборот сети "арендных магазинов" крупнейшего производителя тяжелой строительной техники, корпорации Caterpillar, в прошлом году вырос на 15% и составил почти 1 млрд евро. Не менее активно развивались и небольшие арендные компании, в основном отпочковавшиеся от дилеров оборудования.

Мизерный, но перспективный

"Аренда строительной техники позволяет увеличить материальную базу предприятия без капитальных вложений, нарастить производственные мощности в пиковый период, высвободить капитал, исключить затраты, связанные с ремонтом оборудования", - говорит генеральный директор компании "МС Консалтинг" Сергей Николаев. Именно этим он объясняет повышенный интерес западных строительных компаний к этому виду услуг. Что касается российского рынка аренды строительной техники, то он, по словам г-на Николаева, невелик. Арендный сектор наиболее развит в Москве и Петербурге, но его объем едва ли превышает 150-200 млн долларов.

На отечественном рынке аренды действуют две группы предприятий. Во-первых, это управления механизации (УМ) - структуры, которые, как правило, находятся в составе крупных строительных трестов. В основном они нацелены на удовлетворение потребностей материнских структур, а в аренду сдают свободную технику. Нередко УМ предлагают машины в плохом состоянии и набор сопутствующих услуг не лучшего качества. Во-вторых, технику в аренду предоставляют около полусотни частных компаний. Большинство из них - "дочки" или дилеры зарубежных фирм (преимущественно финских). Например, интересы крупнейшего европейского игрока, компании Ramirent, представляют сразу три фирмы: "Текрент" в Москве, "Петеррент" и "Рамирент Машинери" в Санкт-Петербурге.

Большинство российских арендных компаний не имеют четко выраженной специализации. Они предлагают в аренду строительные леса и подъемники, широкий спектр электротехнического оборудования, механизмы для бетонных и отделочных работ. Хотя некоторые игроки предпочитают работать в более узких сегментах. К ним относятся фирмы, специализирующиеся на дорожном оборудовании либо предлагающие в аренду тяжелую грузоподъемную технику, прежде всего самоходные и башенные краны ("Северная высота", "Рентакран" и "УВН-Техника").

Понятно, что из-за мизерного объема арендного рынка потребности строителей оказываются неудовлетворенными. Они вынуждены довольствоваться тем, что есть, либо нести колоссальные затраты на приобретение оборудования. "Первая и основная проблема механизации строительных площадок, с которой сегодня столкнулись компании, возводящие монолитные здания от девяноста метров, - недостаточное количество башенных кранов необходимой высоты и иных видов техники (например, грузопассажирских подъемников) в компаниях строительной механизации. Дефицит, как известно, только подогревает спрос и, как следствие, приводит к повышению цен. А если учесть еще и последние 'небоскребные' тенденции в развитии московского рынка недвижимости, то можно представить, как много сегодня желающих заполучить в аренду башенные краны. Одним словом, проблема с нехваткой такой техники и завышенными ценами на аренду существует, и ее надо как-то решать", - говорит первый заместитель генерального директора ОАО "Квартал" Гренальд Цуканов. И предлагает один из вариантов решения. "Аренда одного крана обходится сегодня примерно в двадцать тысяч долларов в месяц. Монолитный высотный дом возводится в среднем за восемнадцать месяцев, и несложные экономические расчеты показывают, что строителям рациональнее приобретать краны в собственность. Они окупают себя примерно за один строительный цикл, то есть за те же восемнадцать месяцев и могут использоваться в дальнейшем. Длительные сроки окупаемости имеют только экскаваторы, вот их невыгодно приобретать в собственность", - говорит наш собеседник.

Генеральный директор ЗАО "Мосзарубежстрой" (генподрядчик на объектах компании "Сити XXI век") Олег Чупарнов также отмечает, что его компания предпочитает арендовать преимущественно дорогую технику, которая необходима для проведения разовых работ (например, землеройную). "Что касается кранов, то их можно купить, но при этом заключить договор на эксплуатацию со специализированной организацией. Создавать собственную эксплуатирующую структуру довольно накладно", - добавляет он. По словам заместителя генерального директора корпорации Mirax Group Артура Александрова, решение дилеммы "покупать или брать в аренду" зависит от особенностей возводимых объектов, присутствия на рынке организаций, эксплуатирующих и сдающих в аренду технику, соотношения стоимости аренды и срока строительства. "Например, при возведении высотных объектов в комплексе 'Москва Сити' нам будет выгоднее приобрести башенные шагающие краны, потому что подобных кранов в России нет. Равно как и бетононасосы, потому что необходимо будет подавать бетон на большую высоту. А также опалубку и маленький трактор с комплектом навесного оборудования, так как он маневрен, обладает высокой производительностью, окупается за четыре-пять месяцев", - говорит г-н Александров.

Однако наряду с очевидными плюсами у такого подхода немало минусов. Ведь, во-первых, компания вынуждена единовременно нести больше затраты (кран стоит от 200 тыс. до 1,5 млн долларов). Во-вторых, она должна иметь гарантированный объем работ. Иначе после завершения одного объекта ей будет непросто избавиться от незадействованной техники. "Главное преимущество аренды в том, что она освобождает строительные компании от необходимости масштабных вложений. Взять, к примеру, подъемник. Его минимальная стоимость - двадцать тысяч евро, тогда как месячная аренда обойдется компании в тысячу двести долларов. Многие западные компании отказываются от собственного парка техники, у них большие обороты, им невыгодно держать ее на балансе", - размышляет генеральный директор компании "Текрент" Валерий Клименко.

Вместе с тем специалисты признают, что арендные ставки на технику сильно завышены, прежде всего из-за неразвитости рынка и отсутствия конкуренции. "В США месячная арендная ставка в среднем составляет около четырех-шести процентов от балансовой стоимости машин. У нас этот показатель значительно выше. Например, аренда компрессора обходится в десять-четырнадцать процентов от балансовой стоимости", - говорит Сергей Николаев ("МС Консалтинг").

По словам участников рынка, несмотря на небольшие обороты, арендный бизнес приносит неплохие доходы. По некоторым оценкам, его рентабельность превышает 20-30%, а отдельные виды техники окупаются в рекордно сжатые сроки. Например, виброплита для уплотнения грунта стоимостью 1,2 тыс. евро окупается за восемь месяцев, а башенные краны - за полтора-два года.

Барьеры и риски

Почему же, несмотря на высокую доходность и спрос на аренду, этот рынок по объемам абсолютно несопоставим со строительным?

Во-первых, поясняют специалисты, небольшие обороты рынка аренды связаны с неразвитостью отечественного производства строительной техники. Наши немногочисленные компании-производители, в отличие от западных, к развитию арендных или лизинговых схем никакого интереса не проявляют. И вообще, рынок отечественной техники очень ограничен. Например, основными поставщиками кранов в Россию являются европейские компании - Potain (Франция), Liebherr (Германия), Comedil Terex (Италия). "Что касается отечественных производителей, то здесь конкуренции практически не наблюдается. Выделить можно, пожалуй, только Ржевский завод - производителя башенного крана марки КБ-473", - отмечает Гренальд Цуканов ("Квартал"). В то же время для приобретения западной техники требуются серьезные финансовые ресурсы. Однако они доступны лишь ограниченному количеству компаний: как правило, "дочкам" финских фирм либо старожилам рынка, работающим в узких сегментах. "Одно из наших преимуществ перед конкурентами - относительная доступность финансирования. Мы можем получить кредит под гарантии финского банка не под пятнадцать, а под пять-шесть процентов годовых. В следующем году мы рассчитываем более чем в полтора раза увеличить оборот и уже запланировали инвестиции в приобретение техники на сумму порядка двух с половиной миллионов долларов", - рассказывает глава московского представительства одной из финских компаний.

Во-вторых, сектор аренды редко пополняется новыми игроками из-за высоких рисков неплатежей, обусловленных структурой строительного рынка. "Неплатежи и несвоевременная оплата - это главные риски для арендных компаний. Ведь мы сдаем технику по договорам, работаем без залога и зачастую сталкиваемся с фирмами-однодневками. Бывает непросто получить технику обратно. В то же время на рынке аренды все основано на том, чтобы у тебя был кэш: сдал в аренду - получил деньги. Но случается, что арендодатель получает деньги через год", - сетует Валерий Клименко ("Текрент").

Кроме того, специалисты арендных компаний очень жалуются на многочисленные поборы и необоснованные претензии проверяющих органов. "Экология, пожарные, участковые - все хотят денег. Самое ужасное, что прогнозировать эти затраты невозможно. А еще за каждое освидетельствование техники надо платить. Например, прежде чем установить на стройке грузопассажирский подъемник, его надо освидетельствовать. За каждое освидетельствование чиновники Гостехнадзора хотят получать чуть ли не двадцать тысяч рублей. За что? Более того, это разовая плата. Перемещаешь подъемник на другую стройку - опять плати. На Западе освидетельствование проводится раз в год: компания вызывает официального представителя, который выдает заключение, подтверждающее, что техника в порядке. А у нас иногда требования надзорных органов и вовсе абсурдны. Например, в соответствии с одним из предписаний регистрации в органах Гостехнадзора с недавних пор подлежат подъемные платформы, которые во всем мире заменяют леса. По сути дела это электрические подмостки для штукатурных работ со скоростью подъема шесть метров в минуту. Я понимаю необходимость регистрации грузопассажирских лифтов, для управления которыми требуется лифтер, так как скорость достигает тридцати шести метров в минуту. Но зачем регистрировать подмостки для штукатуров?" - недоумевает один из наших собеседников. Кроме того, для хранения техники арендным компаниям необходимы земля и склады. А ставки на них заоблачные. "Ставки на аренду территорий и складских помещений очень высоки, при этом цена зачастую не соответствует качеству, - говорит Валерий Клименко ('Текрент'). - Гектар земли с ангаром дешевле арендовать в Германии".

Таким образом, развитию российского рынка аренды строительной техники мешает целый букет проблем, однако все они преодолимы. И в конечном счете от скорости их устранения будут зависеть темпы развития не только арендного сектора, но и всего российского строительного рынка.