О плане неспособности

Разное
Москва, 08.11.2004
«Эксперт» №42 (442)

Дождались. Сами авторы идущей с марта административной реформы оказались вынуждены признать, что она провалена. То есть слова-то такого они не сказали, но мысль была ясна. М. Э. Дмитриев заявил: "Если посмотреть на реальные проблемы, стоящие перед исполнительной властью, то реализованные преобразования составляют лишь 10-15% содержания реформы". От этого, естественно, система стала работать только хуже: изменив структуру федерального правительства, но не внеся соответствующих изменений во множестве других ключевых вещей, реформаторы как бы перевели на левостороннее движение только машины с мигалками.

Главной проблемой г-н Дмитриев считает реализацию принимаемых решений: вот, мол, приняли два года назад Закон "О техническом регулировании", ждали от него чудес, но ни один технический регламент до сих пор так и не утвержден - закон и не работает. Оратор счел возможным обобщить картину в таких терминах: "Паралич исполнительной власти в плане неспособности претворять в жизнь принятые решения приобрел гипертрофированные формы". Пожалеем оратора: и паралич в плане, и уж тем более гипертрофированные формы паралича слишком явно показывают, как трудно ему было глотать более адекватные, но недопустимые на публике выражения.

Ступор власти констатировался не просто так, а в порядке обоснования новой реформаторской идеи: если верхняя власть принимает разумные решения, а на всех последующих этажах коррумпированные, ленивые и бестолковые чиновники обращают эти решения в прах, то этих чиновников надо беспрестанно пинать. А поскольку люди, встроенные внутрь действующих структур, с пинанием не справляются, пинать должны люди внешние. Следует завести федеральную целевую программу "Административная реформа". В каждое министерство, в каждое ведомство, в каждую чиновничью мурью следует назначить комиссара с экстраординарными полномочиями; комиссар будет входить в руководящий состав данной конторы, но подчиняться не ее главе, а дирекции ФЦП "Административная реформа". Главой же ФЦП должен стать авторитетный человек, подчиненный премьеру и "имеющий прямой выход на президента". Тогда пойдет уж музыка не та - у нас запляшут лес и горы!

Первая реакция на новую идею (я провел микроопрос - реакция единодушная): совсем ребята заучились, это уже ни в какие ворота... Но на самом-то деле новая идея имеет резоны - хотя бы потому, что чрезвычайно глубоко укоренена в наших национальных традициях. Сопротивление текущих видов бюрократии на Руси всегда ломали именно таким инструментом. "С незапамятных времен рядом с управленцами находились контролировавшие их работу представители параллельных властных органов. Рядом с думными дьяками - думские бояре, рядом с воеводами - фискалы, рядом с командирами - комиссары, рядом с директорами - секретари парткомов и так далее"*. Реформы Ивана IV потребовали введения опричнины, реформы Петра I - придания комиссарских полномочий гвардейцам. Это сугубо наше ноу-хау: ни в какой другой стране параллельные органы власти не играли такой гигантской роли,

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (442) 8 ноября 2004
    Выборы президента Украины
    Содержание:
    Войны не будет

    Первый тур выборов на Украине показал, что противоборствующие группы национальной элиты не готовы к силовому решению вопроса о власти

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама