Неглубокая глубинка

Культура
Москва, 15.11.2004
«Эксперт» №43 (443)
В осенних кинопремьерах отечественные режиссеры пытаются разглядеть провинциальную жизнь с московских холмов

Этой осенью в кинопрокате один за другим появляются отечественные фильмы о любви, провинциальной жизни и их взаимосвязи. Еще несколько лет назад экраны полнились отборной чернухой, в которой члены Союза кинематографистов открывали зажравшейся столице умирающую глубинку. Сама возможность возникновения на этом фоне мотива романтического переживания или веселого прелюбодеяния отрицалась по умолчанию, на структурном уровне.

Нынешние две новинки, к счастью, совсем из другого теста: "Я люблю тебя" многоопытных Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого передает в ноябрьском прокате эстафету "Марсу" дебютантки Анны Меликян. С формальной точки зрения такая преемственность выглядит забавно: широко известные в узких кругах фирменные производители неразбавленного параллельного кино вручают палочку вчерашней выпускнице вгиковского курса Соловьева-Рубинчика, все еще находящейся под сильным влиянием своих мастеров. Тем не менее и у нее, и у режиссерского тандема любое вторжение провинции в столичный распорядок жизни подается как дурное или блаженное, но - сновидение, а точкой отсчета все равно служит парадоксальная и многоликая столичная жизнь.

В "Марсе" Меликян осуществляет свою творческую мечту - снять Гошу Куценко без пушки на боку и брани на устах, страдающим и дезориентированным. Его герой - боксер с подпольного ринга. Спасаясь от тоски столичной жизни, он устраивает себе однодневную одиссею в маленький городок, где все получают зарплату товаром, производимым на единственном выжившем местном предприятии - фабрике мягких игрушек. Слонами, мартышками, лосями местные жители стучат в окна проезжающих поездов, пытаются всучить их любому, кто на свою беду выйдет из вагона покурить. Оставшись без обратного билета, боксер Борис вынужденно знакомится с обитателями этого места - добродушным блаженным Гришей (Артур Смольянинов), сметливым ребенком Надей (Надя Каменькович) и прекрасной библиотекаршей Гретой (Нана Кикнадзе). В этом городе, слегка напоминающем своего собрата из перестроечной антиутопии "Город Зеро", все немного не в себе: жена местного гинеколога, расставшаяся с рассудком от ревности к пациенткам, буфетчицы, местные красавицы на выданье. Битый жизнью и соперниками герой Куценко за один день, который он воспринимает как самый необыкновенный в своей жизни, успевает наделать дел: потерять и отыскать деньги, понравиться одним и рассердить других, а также встроиться в треугольник несчастной любви. Столица в виде карлика-мафиозо на джипе отыскивает его в этом захолустном Эдеме - праздники прошли, боец, тебя догнали будни.

У Столповской с Троицким, наоборот, провинция атакует столицу, вклинивается в столичный уклад. У молодого копирайтера Тимофея наступает пора перемен - одновременно с нечаянно возникшим романом с телеведущей в его жизнь вторгается еще одно чувство - к случайно сбитому им на трассе юноше-калмыку, симпатичному гастарбайтеру, от рождения наделенному чистой, почти первобытной гомосексуальностью, не замутненной соответствующими этой ориентации субкул

Новости партнеров

«Эксперт»
№43 (443) 15 ноября 2004
Ближний восток
Содержание:
Вместе с Арафатом

Смерть многолетнего лидера палестинцев ставит крест на существовании Палестинской автономии в ее нынешнем виде

Наука и технологии
Реклама