Лохотрон на амвоне

Культура
Москва, 06.12.2004
«Эксперт» №46 (446)

Нина Чусова поставила "Тартюфа" в МХТ им. Чехова. К ее спектаклю можно придираться по мелочам, но главное его достоинство неоспоримо. Впервые стало понятно, про что написал свою знаменитую комедию Жан-Батист Мольер.

"Тартюфа" у нас ставили часто и не без успеха. Но даже в самых лучших спектаклях - например, в мхатовской постановке Анатолия Эфроса 1981 года, где играли Станислав Любшин, Александр Калягин и Анастасия Вертинская, - фигура главного героя и его интриги оставались совершеннейшей загадкой. Что за человек Тартюф и как ему удается одурачить почтенного Оргона - этим вопросом в стране победившего атеизма даже не пытались задаваться.

Новый Тартюф - Олег Табаков понятен нам "до кончиков ногтей". Это ловкий старый зэк с коммерческой жилкой. Загипнотизировав жертву молитвенным бормотанием, он умело выцыганивает у нее дарственную на дом и все имущество. Людей, подобных Оргону - Александру Семчеву, мы регулярно видим в телевизионной уголовной хронике. Они точно так же хлопают ресницами, дрожат подбородком и, плача, рассказывают про лохотронщиков, выманивших у них все деньги. А уж когда разоренная семья Оргона, трясясь, ждет судебного пристава, который выгонит их из родного дома, это выглядит как традиционный сюжет из выпуска новостей про расселение старого дома в центре.

Нине Чусовой даже не пришлось осовременивать антураж, чтобы сделать пьесу актуальной. Пышные и смешные декорации стилизованы под театр мольеровской эпохи. Тартюф ухаживает за Эльмирой (Марина Зудина), плескаясь в картонных морских волнах. Поодаль "купаются" Оргон и его домочадцы, подсматривая за нравственным разоблачением святоши. Ближе к финалу, грозящему героям разорением и арестом, из-за кулис выдвигаются картонные языки пламени. А самое эффектное явление Тартюфа выглядит как карикатурная икона: ангелочки, неземной свет и хитрая пьяноватая физиономия под золотым нимбом.

Ответ на мучивший театралов вопрос: кто кого сборет - Семчев Табакова или Табаков Семчева - оказался неожиданным. Всех переиграли исполнители второстепенных ролей Авангард Леонтьев (Клеант, шурин Оргона) и Марина Голуб (Дорина, служанка Оргона). Они щедро несут отсебятину и беззастенчиво валяют дурака, но получается это у них по-настоящему смешно. Критики ворчат, но публика умирает от хохота. Мне кажется, мольеровская служанка, на которой он проверял все свои остроты, осталась бы довольна этим "Тартюфом".

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (446) 6 декабря 2004
    Украина
    Содержание:
    Зачем нам нужна Украина

    Украина наиболее выгодна России в качестве сильной независимой демократической страны. Нынешний политический кризис может помешать ей стать такой

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама