И снова в бой

Александр Кокшаров
31 января 2005, 00:00

В конце января Джордж Буш вступил во второй президентский срок. Во время инаугурации в Вашингтоне Буш выступил с речью, главной темой которой была безопасность США и международные события. "Успех свободы в нашей стране в возрастающей степени зависит от успеха свободы в других странах", - отметил в своей речи американский президент. Это означает, что в ближайшие годы США продолжат политику интервенции за рубежом для "защиты свободы". И ключевой элемент этой политики - доктрина "упреждающего нападения".

Чем займется Вашингтон

В новые четыре года своего президентства Буш входит с обновленной командой, в которой явно усилились позиции сторонников жесткой линии. Главный внешнеполитический пост, должность госсекретаря, заняла Кондолиза Райс, проработавшая последние четыре года на должности советника президента по национальной безопасности. Освободившуюся должность советника получил Стивен Хэдли, ее бывший заместитель, проработавший консультантом по внешнеполитическим вопросам в четырех республиканских администрациях. Должности министра обороны и его заместителя сохранили Доналд Рамсфелд и Пол Волфовитц. А пост министра по внутренней безопасности занял Майкл Чертофф - судья апелляционного суда США.

На слушаниях в сенате, обязательных для кандидата на должность госсекретаря - третью по значению должность в американской администрации, Кондолиза Райс назвала основные направления внешней политики. Если четыре года назад президент Буш говорил об "оси зла", то Райс выдала новый термин - "оплоты тирании". По мнению нового госсекретаря, таких "оплотов" в мире шесть. Это ранее фигурировавшие в качестве "оси зла" Иран, Куба и Северная Корея, плюс три "новичка" - Мьянма, Зимбабве и Белоруссия. Как заявила Райс, Соединенные Штаты должны помочь этим странам стать свободными.

Многочисленные политические аналитики сразу же интерпретировали это заявление как внешнеполитическую повестку дня для новой администрации Буша. Однако не все склонны полагать, что это действительно так. "Успех Буша на выборах в ноябре 2004 года был во многом обусловлен поддержкой избирателей, разделяющих неоконсервативные ценности. Поэтому есть вероятность того, что заявление Райс - лишь попытка показать всем, что администрация будет делать то, что обещала. Но вовсе не факт, что США на самом деле будут что-то делать с этими странами", - сказал "Эксперту" старший научный сотрудник британского Королевского института международных отношений (Лондон) Майкл Кокс.

Интересно, что среди "оплотов тирании" Райс не назвала ни Сирию, ни Ливию. После падения Багдада многие аналитики полагали, что следующей целью Вашингтона может стать Сирия. Однако за последние полтора года оба режима постарались пойти на уступки США. Ливия добилась отмены большинства международных санкций (за что ей пришлось выплатить компенсации), а Сирия прекратила финансирование нескольких исламистских групп в Ливане.

Инаугурация Буша также совпала с публикацией очередного доклада национального экспертного совета ЦРУ - аналитического подразделения американской разведки. В докладе рассматриваются сценарии развития мира (и угроз американской безопасности) до 2020 года. Несмотря на большую временную перспективу в общих чертах доклад напоминает выступления Буша и Райс, согласно которым Соединенные Штаты должны наметить несколько ключевых направлений, по которым допустима даже интервенция.

Багдад в роли Сайгона

Основная проблема для второй администрации Буша - незавершенность американских проектов на Ближнем Востоке. Спустя всего четыре дня после инаугурации Белый дом запросил конгресс выделить дополнительные 80 млрд долларов на операции в 2005 году в Ираке и Афганистане. В прошлом году конгресс уже одобрил выделение 25 млрд долларов на эти цели. На сенатских слушаниях Кондолиза Райс отказалась говорить о сроках вывода 125-тысячного американского контингента из Ирака, однако, согласно утечке информации из Пентагона, американские войска останутся там еще минимум на два года. "Всем давно понятно, что у США нет четкой стратегии ухода из Ирака, который все больше становится похожим на Вьетнам. Если в Ираке и дальше будет развиваться вьетнамский сценарий, то мы увидим продолжительный хаос на Ближнем Востоке и растущие военные расходы в США, а следовательно, и экономические проблемы", - заявил "Эксперту" профессор международных отношений Лондонской школы экономики Джон Кент.

Если средства будут выделены, то общий размер дополнительных ассигнований США на оборону и безопасность после 11 сентября 2001 года составит 300 млрд долларов (из которых две трети пойдут на Ирак). Это в дополнение к более чем 400 млрд долларов ежегодного бюджета Пентагона. Новые военные расходы приведут к новому росту бюджетного дефицита США, запланированного на 2005 год на уровне 427 млрд долларов.

Неспособность Вашингтона быстро урегулировать ситуацию в Ираке может сделать объявленную Райс повестку дня совершенно неактуальной - США просто будут не в состоянии выделить достаточные финансовые, политические и военные ресурсы для того, чтобы сменить режимы в "оплотах тирании" на четырех континентах.